Стихи в приходько пешком шагали мышки


Фонетика.Графика.Орфография.8 класс - Русский язык - Одарённые дети - Каталог статей

Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 7 – 8 классы. – М.: ВАКО, 2010

 

Фонетика. Графика. Орфография. 8 класс

 

1.Прочитайте стихотворение В.А. Суслова. Какой звук чаще всего повторяется в нём? Какой образ создаётся благодаря повторению данного звука?

                        Ливень льёт! Ливень льёт!

                        Пляшут капли в лужице.

                        Плот плывёт! Плот плывёт!

                        Плот по луже кружится.

                        Лягушонок влез на плот

                        И кричит: «Ура! Вперёд!»

                        Плещут волны! Хлещут волны!

                        Заливают с головой.

                        – Что мне волны! Самый полный! –

                        Не сдаётся рулевой.

 

Ответ. В этом стихотворении повторяются звук [л], твёрдый и мягкий, сочетания пл, лн. Звукопись передаёт весёлое звучание сильного дождя.

 

2.Сколько звуков [ш] в стихотворении В.А. Приходько «Пешком шагали мышки»? Зачем их столько понадобилось автору?

                        Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

                        От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

                        А в деревушке Ложки у них устали ножки.

                        Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

                        И пели до порожка, и щёлкали орешки –

                        От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

                        Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,

                        А на пушистой киске и мягко, и приятно.

                        А если кошке по пути – отчего не подвезти?!

 

Ответ. В стихотворении 24 звука [ш]. Такое обилие шипящего [ш] передаёт тихое, неслышное, мягкое шуршание лапок мышей и кошки.

 

3.Прочитайте стихотворение. О какой орфограмме идёт речь в этих строчках?

                        Иногда согласные

                        Играют с нами в прятки.

                        Они не произносятся,

                        Но пишутся в тетрадке.

 

Ответ. Это стихотворение об орфограмме «непроизносимые согласные в корне слова». Всем известно и такое напоминание, как писать некоторые слова:

                        Не чудесно, не прекрасно,

                        А ужасно и опасно

                        Букву Т писать напрасно.

                        Всем известно, как прелестно

                        Букву Т писать уместно.

 

4.Как объяснить, почему в слове «лестница» мы пишем букву Т?

 

Ответ. В древнерусском языке было слово «лъствица». Оно превратилось в «лестницу» под влиянием таких слов, как «сахарница», «чернильница». Что же касается самого слова «лъства» («лъзтва»), то оно образовалось от глагола «лезти», «лезть» с помощью суффикса –тв(а). Значит, непроизносимый [т] в корне существительного «лествица» – это суффикса –тв(а).

 

5.Прочитайте тексты. Какая ошибка объединяет их? Отредактируйте тексты так, чтобы устранить эти ошибки.

 

1)У матери, как это всегда бывает, не изменилось одно – голос. Глубокий, гортанный, умеющий вкусно произносить окончания слов и округлять букву «а». (В.В. Липатов)

2)Он призадумался, что бы такое сказать. Потом заговорил. В его речи действительно не было ни одной буквы «ш» (В.С. Токарева).

3)– Вот вам! Вот вам за моих друзей! – крикнула Маша, не то смеясь, не то плача. – Я не дам вам сказать ни слова. Ни слова! Ни буковки! (Ю.В. Бондарев).

4)– И! – слышу последнюю букву. – И! И! (Г.А. Беглов).

 

Ответ. Во всех текстах одна и та же ошибка: вместо слова «буква» надо употреблять слово «звук». Буквы пишутся, а звуки произносятся.

 

6.Повторение какого звука помогло К.Д. Бальмонту воспроизвести шум ветра?

                        Полночной порою в болотной глуши

                        Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

 

Ответ. К.Д. Бальмонт использовал звукопись. Повторение глухого шипящего звука [ш] передаёт шум ветра.

 

7.Какой фонетический закон использовал К.И. Чуковский в стихотворении «Телефон» для рифмовки строк?

1)А потом позвонили мартышки:

«Пришлите, пожалуйста, книжки».

2)А потом позвонил медведь,

Да как начал, как начал реветь.

 

Ответ. К.И. Чуковский для рифмовки строк пользовался знаниями об оглушении согласных звуков. Благодаря этому фонетическому закону (оглушение звонких согласных, стоящих перед глухими звуками и в конце слова) рифмуются слова: марты[ш]ки – кни[ш]ки, медве[т'] – реве[т']

 

8.Прочитайте предложение. Отметьте написания, не соответствующие произношению.

 

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками (И.С. Тургенев).

 

Ответ. В данном предложении не соответствует произношению написание слов «клад» [клат], предшественниками [пр'иэтшэств'ьникъми], так как здесь происходит оглушение согласных. Не соответствует написанию также произношение слов в с безударными гласными, потому что только в сильной позиции гласные произносятся так, как пишутся: [б'ьр'иэг'úт'ь], [j'иэзык], [пр'иэкрасныj'], [рускъj'], [дастаj'áн'иj'ь], [нáшим'и].

 

9.Вставьте пропущенные буквы. Данные слова разделите на две группы. По какому фонетическому признаку вы их распределили?

            Блес(?)нуть, свис(?)нуть, ужас(?)ный, опас(?)ный, ровес(?)ник, чудес(?)ный, чес(?)ный, сверс(?)ник, чу(?))ствовать, ярос(?)ный, прелес(?)ный, я(?)ства.

 

Ответ. 1)блеснуть, ужасный, опасный, ровесник, чудесный, яства. 2)свистнуть, честный, сверстник, чувствовать, яростный, прелестный.

 

Данные слова распределены по признаку «наличия или отсутствия» непроизносимой согласной. Непроизносимые согласные появляются в том случае, если в слове рядом находятся сразу три согласных буквы, которые трудно произносить, поэтому отдельные звуки при произнесении исчезают. Чтобы проверить написание слов с непроизносимой согласной, нужно слово изменить или подобрать однокоренное так, чтобы после непроизносимой согласной стояла гласная.

 

10.Прочитайте текст. Отметьте в корне слова написания, не соответствующие произношению. Написание каких гласных можно проверить правилом?

            Сентябрь – первый осенний месяц.

            Сентябрь – первый шаг осени. Природа будто на распутье: и с летним теплом прощаться не спешит, и осенней свежести сторонится. Леса и рощи сменяют зелёный наряд на жёлтый и багряный.

 

Ответ. Написания, не соответствующие произношению: шаг – [шак], будто – [буттъ], наряд – [нар'ат], желтый – [жолтыj].

            В данном тексте есть слова с безударными проверяемыми гласными в корне слова и слова с гласными после шипящих. Безударные гласные в корне слова можно проверить, подобрав однокоренные слова с ударным гласным: спешит – спЕшка, сторонится – стОроны, сторОнка, сменяют – обмЕн, зелёный – зЕлень, багряный – бАгр (краска густо-красного оттенка, устар.). По правилу в корне слова после шипящих пишется Ё, а не О (жёлтый).

 

11.Прочитайте текст.

 

            В школе проходил КВН. Дошла очередь до конкурса капитанов. Ведущий написал на доске слова «стрелки» и «гвоздики» и предложил нарисовать названные предметы. Когда капитаны показали свои рисунки, все засмеялись, потому что рисунки получились разные.

            Один мальчик нарисовал солдат с оружием в руках и маленькие гвозди. А у другого на рисунках были часы с тонкими стрелками и красивые цветы гвоздики. Ведущий спросил у капитанов: почему так получилось? Капитаны, в общем-то, не растерялись и объяснили всё, как надо. Только они об этом должны были раньше догадаться – в этом и был подвох.

           

О чём они должны были догадаться?

 

Ответ. Капитаны должны были догадаться о том, что в каждом написанном слове скрыто два таких, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, так как ударение в этих словах падает на разные слоги: стрéлки – стрелкú, гвóздики – гвоздúки.

 

12.Прочитайте историю, рассказанную студентом университета. Объясните, почему возникла такая ситуация.

 

            Недавно произошёл такой случай. В студенческой столовой мой однокурсник-иностранец подошёл к столику, за которым уже сидел наш студент, и спросил, заняты ли места рядом с ним. К удивлению однокурсника, сидящий встал, извинился и ушёл.

 

Ответ. Очевидно, иностранец хотел произнести примерно такую фразу:

– Этот столик занят?

Но произнёс так:

– Этот столик занят.

            Прозвучало не вопросительное, а повествовательное предложение. Интонация при произношении имеет важное значение. Чтобы правильно произнести фразу надо её точно интонационно оформить.

 

13.В некоторых языках ударение одноместное, то есть закреплено во всех словах за одним и тем же слогом: например, во французском языке оно всегда падает на последний слог, в чешском – наоборот, на первый.

            Чем характеризуется ударение в русском языке? Приведите примеры. Какое значение имеют эти качества русского ударения?

 

Ответ. В русском языке ударение разноместное (свободное): есть слова с ударением на первом и последнем, на предпоследнем и среднем слогах. Например, мармелАд, привилЕгия, пОчерк, капрИзничать. Более того, разнообразие ударных позиций обусловлено ещё тем, что в одном и том же слове оно может передвигаться с одного слога на другой при склонении и спряжении слов. Это качество русского ударения называется подвижностью. Ударение в русском языке в одних словах подвижное (головА – гОлову), в других – неподвижное (берёзы – берёзами).

            Разноместность ударения позволяет различать слова омографы: мУка – мукА. Подвижность ударения даёт возможность разграничивать разные формы одного и того же слова: головЫ и гОловы, рассыпАть и рассЫпать.

 

14.Как вы думаете, не является ли ошибочным ударение в слове «толпа», которое встречается в басне И.А. Крылова «Слон и Моська»?

                        Известно, что слоны в диковинку у нас, –

                        Так за слоном толпЫ зевак ходили.

 

Ответ. Разноместность и подвижность ударения даёт нашей речи много преимуществ: увеличивает возможность смыслоразличения, обогащает наши грамматические средства, появляются варианты произношения. Поэзия сохраняет вариантные (старые) ударные позиции слов. От ударения зависит размер стиха, и перенос его ломает стихотворную строчку. Поэтому произносим мы стихи с учётом произношения, свойственного их автору: «Гремит музЫка полковая» (А.С. Пушкин), «Так за слоном толпЫ зевак ходили» (И.А. Крылов).

 

15. Сколько слов здесь записано? Как такие слова называются?

 

Атлас, орган, кругом, жаркое, подать, обмер, парить, хлопок, козлы.

 

Ответ. В каждом написанном слове спрятаны два, различающиеся ударением. Это омографы: пишутся одинаково, но произносятся по-разному.

            Атлас – атлАс, Орган – оргАн, крУгом – кругОм, жАркое – жаркОе, пОдать – подАть, Обмер – обмЕр, пАрить – парИть, хлОпок – хлопОк, кОзлы – козлЫ.

 

16.Переведите на язык науки сказку «Ударные и безударные» Ф.Д. Кривина.

 

– А, здравствуйте!

– Извините, я не А, я О.

– О, значит, тёзка! А голос у тебя – совсем как у А.

– Стань на моё место, тогда и посмотрим, какой у тебя будет голос.

– Что же у тебя за место такое?

– Периферия. Ты вот в центре, тебе – всё внимание, а обо мне – кто помнит?

 

Ответ. Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позиции. В сильной позиции, то есть под ударением, гласные звуки произносятся отчётливо, а в слабой позиции, в безударной, – нечётко. Фонема [о] в слабой позиции произносится как [а]: поток – [патóк].

 

17.Перед глухими согласными звучат только глухие, перед звонкими согласными – звонкие. Эти правила связаны с уподоблением предшествующего согласного последующему. Определите, по каким признакам уподобляются согласные в следующих слова.

 

Просьба, пробка, болезнь, сшить, лётчик.

 

Ответ. Уподобление согласных происходит по таким признакам: про[з'б]а – по звонкости, про[пк]а – по глухости, боле[з'н']ь – по мягкости, [ш:]ить – по месту образования шума: [с] – зубной, [ш] – нёбный, лё[ч':]ик – по способу образования [т] – взрывной, [ч'] – слитный, на месте [тч'] появился двойной [ч'].

 

18.На чём основана рифма в стихотворении С.А. Есенина? Соответствует ли это литературному произношению?

 

                        Затуманились лощины,

                        Серебром покрылся мох.

                        Через прясла и овины

                        Кажет месяц белый рог.

 

Ответ. На конце слова звонкие согласные оглушаются. В русском языке звук [г] взрывной; парным для него является глухой [к]: доро[г]а – доро[к]. В южнорусском наречии на месте взрывного [г] произносят щелевой звук, а парным оказывается глухой [х]: доро[г]а – доро[x]. В стихотворении С.А. Есенина отражаются особенности южнорусского говора, поэтому слова «мох» и «рог» рифмуются: мо[x] – po[x]. Литературному произношению это не соответствует, так же как и употребление слова «кажет» (литературное – «показывает»).

 

19.Почему слова «стог – сток» называются омофонами, а слова «зáмок – замóк» – омографами?

 

Ответ. Слова «стог» и «сток» называются омофонами, потому что они произносятся одинаково [сток], от греч. «фоне» – голос, звук. Слова «зáмок – замóк» пишутся одинаково, поэтому их называют омографами, от греч. «графо» – пишу.

 

20.Какую роль играет звукопись в следующих строчках из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина?

                        Уж небо осенью дышало,

                        Уж реже солнышко блистало,

                        Короче становился день,

                        Лесов таинственная сень

                        С печальным шумом обнажалась.

 

Ответ. В стихотворных строчках мы слышим скрытое звучание слов. В стихотворении А.С. Пушкина большое количество глухих шипящих и особенно свистящих согласных, которыми создаётся звукопись. Повторение звуков [с] и [ш] передаёт шелест опадающих листьев.

 

21.Профессор А.В. Миртов писал, что если смотреть на сцену в бинокль, то не только видишь, но и слышишь лучше. Как вы думаете – почему?

 

Ответ. В бинокль видна артикуляция звуков, которые произносит артист, поэтому они лучше распознаются.

 

22.Найдите «лишние» слова.

1)отгул, отбой, отлив, отзвук

2)смерч, пончик, бантик, стена

3)опека, недоуменно, афера, желчь

4)лестница, бездна, поездка, наездник

 

Ответ. «Лишние» слова:

1)отлив, так как звук [т] перед сонорным звуком не озвончается, в остальных словах приставка произносится [од];

2)смерч, так как не происходит смягчения согласного перед мягким, в остальных словах согласные смягчаются перед [ч'];

3)недоумённо, в остальных словах звук [э];

4)лестница, так как в слове есть непроизносимые согласный [т]. В остальных словах согласный звук в корне не произносится.

 

23.Данные слова распределите на две группы в зависимости от произношения: 1)[чн] или 2)[шн].

 

Горничная, горчичник, перечница, подсвечник, полуночник, шуточный, скучно, прачечная, скворечник, пустячный.

 

Ответ.

1)горничная, шуточный;

2)горчичник, перечница, подсвечник, полуночник, скучно, прачечная, скворечник, пустячный.

 

24.Прочитайте отрывок из «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Как произносятся выделенные глаголы?

                        Изловчился он, приготовился,

                        Собрался со всею силою

                        И ударил своего ненавистника

                        Прямо в левый висок со всего плеча.

 

Ответ. Выделенные глаголы произносятся в соответствии со старомосковскими нормами, которые рекомендовали твёрдый вариант произношения: изловчил[cъ], приготовил[съ], собрал[ca].

 

25.Как произносятся данные слова в соответствии со старомосковскими нормами? А как с точки зрения современного литературного произношения?

 

Сталкивать, встряхивать, оттягивать, строгий, тонкий, тихий.

 

Ответ. В соответствии со старомосковскими нормами слова произносятся так: стал[къ]вать, встря[хъ]вать, оття[гъ]вать, стро[гъ]й, тон[къ]й, ти[хъ]й. Старая московская норма рекомендовала в подобных формах на месте гласного [и] произносить редуцированный [ъ], а заднеязычный согласный перед ним должен был звучать твёрдо. И только под влиянием письменной формы литературного языка стали произносить [г'и], [к'и], [х'и], что соответствует современным нормам произношения. В театре в сценической речи традиционно сохраняется произношение в соответствии со старомосковскими нормами.

 

26.Чем объяснить, что в одних заимствованных словах согласный перед Е произносится твёрдо, а в других – мягко: «модель», но «академия»?

 

Ответ. Своеобразие иноязычных слов в том, что в них твёрдые согласные «не хотят» смягчаться перед Е. В русских словах перед Е стоят только мягкие согласные: день [д'энь], дело [д'элъ]. А в заимствованных словах, ещё не подчинившихся русским фонетическим законам, нередко слышатся твёрдые согласные в этой позиции: с[тэ]нд, мо[дэ]ль, ка[фэ]. С другой стороны, многие иноязычные слова в русском языке фонетически осваиваются и по-русски смягчают согласный перед Е: ши[н'э]ль, ака[д'э]мия, [т'э]кст.

 

27.Запишите текст в соответствии с нормами правописания.

[Ж:áтъjь рош / бур'jáн / мълач'áj / д'úкъjь кънапл'á / фс'о / пъбур'эфшъjь ад знójь / рыжъjь и пълум'óртвъjь / т'иэп'эр' аблáскън:ъjь / сóнцъм / ажывáлъ / штоб внóф' зъцв'иэс'т'ú // фтрав'э п'ьр'ькл'кáл'ис' сусл'ик'и /гд'этъ дъл'иэкó вл'эвъ плáкъл'и ч'úб'исы].

 

Ответ. Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. В траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы.

 

28.Как правильно произносить русские имена и отчества? Запишите в транскрипции следующие имена.

 

Николай Александрович, Анна Сергеевна, Александр Александрович, Нина Фоминична, Леонид Иванович, Елизавета Ефимовна.

 

Ответ. Имена отчества, которые употребляются в устной речи, должны произноситься с соблюдением соответствующих правил орфоэпии.

            Для людей, не вполне владеющих нормами литературного произношения и ударения, характерно либо побуквенное, либо стяженное произношение русских имён и отчеств. Говорят [ал'иэксандр-ал'иэксандръвич] и [сан-саныч]. Оба варианта произношения нехарактерны для нейтрального, то есть основного, стиля произношения, и их нужно избегать в повседневном общении.

            Мужские отчества, образованные от имён на –ий, звучат так: Дмит[р'ич'], Вита[л'ич']. В соответствующих женских отчествах на месте сочетаний –льев, -рьев, -тьев произносится только первый согласный: Дмит[р']на, Вита[л']на, Игна[т']на.

            Мужские отчества от имён на –ей рекомендуется произносить как Мат[в'эич'], Сер[г'эич']. Что касается женских отчеств, то на месте –ее должно произноситься ['э], например: Алек[с'э]вна, Сер[г'э]вна.

            Мужские отчества от имён на –а(-я) особых трудностей в устной речи не вызывают. нужно говорить: Ни[к'ит'ич'], Фо[к'ич']. Вместе с тем следует обратить внимание, что на месте ЧН в женских отчествах Фоминична, Никитична, Лукинична, Саввична, Кузьминична рекомендуется произносить [шн].

            Николай Александрович [н'икълаj-ал'иэксаныч'], Александр Александрович [ал'иэксан-ал'иэксаныч'], Нина Фоминична [н'инъ-фъм'ин'ишнъ], Леонид Иванович [л'иэън'ит-иваныч'], Елизавета Ефимовна [jиэл'изъв'этъ-jиэф'имнъ].

 

29.Распределите слова на три группы в зависимости от того, на какой слог падает ударение. Какие черты характерны для ударения в русском языке?

 

Сироты, памятуя, позвонит, сетчатый, баловать, дремота, приняла, спешиться, маковка, ломтями, облегчить, паралич, углубить, игольчатый, корыстный, зубчатый, эксперты, документ, значимый, мытарства.

 

Ответ. Ударение в русском языке свободное, разноместное, подвижное, может меняться с течением времени.

1)пАмятуя, сЕтчатый, спЕшиться, мАковка, знАчимый

2)сирОты, дремОта, ломтЯми, игОльчатый, корЫстный, зубчАтый, экспЕрты, мытАрства

3)позвонИт, баловАть, принялА, облегчИть, паралИч, углубИть, докумЕнт.

 

30.От данных глаголов образуйте формы единственного числа мужского и женского рода прошедшего времени и множественного числа прошедшего времени. Расставьте в словах ударения.

 

Закупорить, принять, базироваться, блокировать, группировать, облегчить, ходатайствовать.      

 

Ответ: закУпорить – закУпорил, закУпорила, закУпорили; принЯть – прИнял, принялА, прИняли; базИроваться – базИровался, базИровалась, базИровались; блокИровать – блокИровать, блокИровала, блокИровали; группировАть – группировАл, группировАла, группировАли; облегчИть – облегчИл, облегчИла, облегчИли; ходАтайствовать – ходАтайствовал, ходАтайствовала, ходАтайствовали.

 

 

Источник: http://Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 7 – 8 классы. – М.: ВАКО, 2010

banakhevich.ucoz.ru

В. Приходько: «Вот когда я взрослым стану»

28 июля – 80 лет со дня рождения Владимира Александровича Приходько, русского детского поэта, критика, переводчика, автора стихотворных сборников для детей (1935–2001). Автор великолепных предисловий, послесловий, комментариев к разным книгам. 

Счастлив поэт, чьи строки сразу застревают в голове читателя, слушателя: «Пешком шагали мышки по узенькой дорожке», «Если криво, извините: мы рисуем в первый раз!», «Лучше лета приятеля нету»… Обаяние детских книжек Приходько радостно. «Юмор всегда оживляет стихи для детей, и потому, мне, например, нравятся стихи В. Приходько, в которых есть свой сюжет, свой поворот, которые воспринимаются с доброй улыбкой» - написал о нем Николай Старшинов.

Владимир Приходько родился 28 июля 1935 года в Одессе в семье режиссёра Одесской кинофабрики А. С. Лейна и актрисы Н. Н. Приходько. Лучшие детские годы провёл в полтавском селе Диканьки, где у его деда был дом. Прекрасная малороссийская природа, обстановка волшебной сказки навечно подружили мальчика с народной поэзией и фольклором. Рано возникшую тягу к книге поддерживали его родители. С 1939 года семья переезжает во Львов, где отец Владимира получает должность главного режиссёра Львовского оперного театра. При встрече с детьми он рассказывал о своём детстве, о своих матери и отце, бабушке и дедушке: «Расскажу про себя и про свои первые сказки и стихи.  Я тоже был маленьким. У меня сбереглось письмо бабушке: «Пришли сказку о Крокодиле, которую написал дядя Чуковский». Чуковский, для вас уже прадедушка, для меня был дядей. Ведь это было давно, ещё до войны. В другом письме я обещал: «Скоро буду писать писаными буквами». А ещё у меня, благодаря бабушке, сохранилась собственная «Сказка о Зайчике». В ней две главы. Должно было быть четыре, но я куда-то спешил. Кончается сказка так: «И зайчатки с папой и с мамой (имя мамы Марья Васильевна, а папы Борис Иванович) стали жить да поживать, да добра наживать. Конец — делу венец».  На сказке рукой бабушки написана дата — 29.11. 1941 года». В 41-м, когда началась война, ему было шесть лет. Отец сразу ушел на фронт. А маленький Володя с мамой и бабушкой после обычных мытарств, связанных с тяготами военного времени, оказался в эвакуации в Сибири. Здесь проходило его военное детство. «Началась война. Отец в первый же день ушёл на фронт, а мы с мамой и бабушкой оказались в городе Кургане Челябинской области. Мы стали эвакуированные. Здесь продолжалось моё детство. Теперь это было военное детство.  На улице Восьмого райсъезда, 22, квартира 2 у меня был свой, воображаемый штаб армии, при штабе я состоял помощником командира.  Я писал отцу письма: «Мы немножко дров достали и уже эти дрова спалили. Хлеба очень мало дают в лавке. Тут совершенно нет электричества, но есть керосиновые лампы».  А другое письмо делилось на главы:  «Глава 2. О ёлке. Дорогой папочка, у нас к новому, 1942-му году будет ёлка. Мама дала в военкомат. 10 рублей на сладости микадо, пряники и пирожные, и ей военкомат должен выдать. Глава 5. О вербочке. Папочка, а почему вербочка так рано делается беленькими пушками? Я принёс их в комнату. Глава 6. О фашистах. Папочка, а ты скоро побьёшь фашистов и приедешь к нам? Целую тебя 1000000 раз».  Оттуда, из города Курган, расположенного на берегу реки Тобол,  он написал ещё  такое письмо: «Дорогие писатели! У меня пропала в гор. Львов очень хорошая книга. Ну так... Не пропала, а мы ее не взяли, потому что она была очень тяжелая и толстая. Она называлась "Что я видел". А написал ее Борис Житков. Но все-таки эта книга очень хорошая. Мне шесть лет и четыре месяца. Я уже очень большой мальчик. Ну, до свидания. Целую. Конец». Это письмо сохранила бабушка мальчика. Из всех потерь, какие обрушились с началом войны на шестилетнего ребенка (а их, надо полагать, было немало), самой болезненной для него оказалась не любимая игрушка - какой-нибудь там конструктор или детский велосипед, а - книга. У маленького Володи Приходько любимой его книгой оказалась не просто хорошая, а поистине замечательная. Пожалуй, лучшая из всех написанных в то время на русском языке, какие могли быть куплены и прочитаны шестилетнему ребенку.  «В 1943 году я пошёл в первый класс. И вскоре написал первое стихотворение — про войну. И сказал про это учительнице. «Читай»,— сказала она. Я читал очень громко. «Что ты так кричишь?»— спросила учительница. «Чтобы мой папа на фронте услышал, как я читаю»,— сказал я. Многие дети засмеялись, а учительница вздохнула.  Мой отец не вернулся: погиб на фронте. Детство моего поколения, как видите, не было лёгким. И всё же запомнилось, главным образом, радостное. И город Курган я вспоминаю с глубокой теплотой. И хорошо помню День Победы».   Вернувшись после войны на Украину из эвакуации, Владимир с мамой стали жить в городе Львове. Здесь он окончил школу, а потом в 1958 году факультет журналистики Львовского университета. Стихи мальчик начал писать ещё в школе. Несколько лет  работал на Львовском радио и телевидении. Выступал с чтением стихов в местной филармонии, читал стихи Пушкина, Лермонтова, Блока. Поэзию, с которой подружился с самых ранних детских лет… И сам он начинал как серьёзный поэт: ещё в студенческие годы, будучи студентом Львовского университета, показывал свои стихи Александру Межирову, которому они, правда, не понравились. Приходько это не остановило, и первой его книгой всё-таки стал сборник лирических стихов. В 1960–61 он переписывается с писателем В.Т.Шаламовым, со столичными поэтами А.П.Межировым, Е.М.Винокуровым, М.Д.Львовым. В это же время переезжает в Москву, начинает писать стихи. Вскоре начинает активно сотрудничать с издательствами и прессой, печатает очерки и статьи, переводы. Владимир Александрович, выпустивший в 1964 году книгу взрослых стихов «Прогулки под дождем» не собирался писать для ребятишек, но когда у него родился сын Антоша, появились детские стихи. И писатель серьёзно увлекается детской литературой, печатается в журнале «Вожатый», затем в журнале «Колобок» — приложении к литературно-музыкальному журналу «Кругозор». Будучи главным редактором всесоюзного детского «говорящего» журнала «Колобок», Владимир Александрович подготовил к печати стихи репрессированного поэта Георгия Оболдуева (мужа Е. Благининой). Но нашлись «доброхоты», которые сообщили о данном факте в соответствующие инстанции… Пришлось подборку в пожарном порядке изъять из номера, и, как следствие, не по своей воле оставить журнал — любимое детище.Вынужденный покинуть работу в союзном радиокомитете из-за надуманных обвинений, он сосредоточивается на подготовке переложений для детей произведений украинского фольклора («Журавочка», 1967; «Ходит кот по горе», 1968). 

Книги Приходько печатает издательство «Детская литература». Одна за другой в красочных обложках выходят его книжки в детских издательствах. Лиричные и лукавые, озорные и серьёзные, с певучими рифмами, необычной игровой ритмикой. Они легко запоминались («Не забудь про воробья», 1976; «Под солнцем пляшет девочка», 1981; «Лубяная колыбель», 1985).

 Сборник стихов для детей «Вот когда я взрослым стану» в 1989 году был удостоен первой премии на Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу. 

На стихи Приходько написал несколько песен композитор Григорий Гладков (мультфильм «Коробка с карандашами»). 

В 1985 году Приходько написал сказку в прозе «Как Иванушка-дурачок на царевне Несмеяне женился». Современная сказка с намёками и аллюзиями. Сказку издали во Франции на русском и на французском языках. Критика отмечала, что рассказы и переводы Приходько выделяются теплым отношением автора к героям и в то же время познавательностью. Он открывает чудо в обыденном, простом и знакомом. Его стихи близки и понятны малышам. Поэт играет с ними, шутит. Не поучает, а разговаривает с маленьким собеседником доверительно, открывает и веселые и печальные стороны жизни: «Я часто встречаюсь с вами, ребята: в детском саду, в школе, в летнем лагере. Мне задают вопросы: «Вы тоже были маленьким?», «Есть ли у кошки аппарат для мурлыканья?», «Кто придумал суп?», «Когда вы написали первое стихотворение?» На все вопросы не ответишь. На некоторые я ответил в стихах. Например, про кошку: «Видеть кошку на окошке я всегда, ребята, рад. Для мурлыканья у кошки есть особый аппарат». Он понимает радость и страхи, тоску маленького сердца: «Вы знаете, для чего в детском саду окно? Чтобы знать, когда придет мама!» Его стихи всегда содержат теплую лирическую нотку. И в произведениях, где отчетливо слышатся фольклорные мотивы, и в стихах на современную тему он остается самим собой – тонким и чутким певцом красоты и искренних чувств. «Эти стихи наполнены драгоценным светом восприимчивости к всечеловеческому и общим любовным вниманием к людям» – так написал Александр Межиров в предисловии к книге Приходько «Лубяная колыбель». Человек огромного здравого смысла, Приходько старался вернуть людям слух, чтобы не затеряли, не затерли они первозданные ценности: любовь к детям и родителям, любовь вообще. Герои его стихов необычайно добры и доброжелательны – как оса из одноименного стихотворения.   Владимир Приходько написал и издал более 100 книг стихов и сказок для детей (вместе с переводными), двадцать пять книг-переводов. Его книги выходили в Москве, Грузии, Польше, Туркмении.  Стихи В.А. Приходько переведены на многие другие языки: украинский, туркменский, эстонский, болгар­ский... А сам поэт — замечательный переводчик. Переводил стихи не толь­ко с украинского, белорусского, но и с польского, осетинского, туркменского, грузинского и других языков. В его переводах выходят прекрасные стихи для детей Юлиана Тувима, Яна Бжехвы, Гиви Чичинадзе, Нуры Байрамова.  Он перевёл с польского языка  замечательные книжки Ч.Янчарского про Мишку Ушастика, ставшие бестселлером: «Я пересказал по-русски иностранные книжки — «Приключения Мишки Ушастика», «Леонек и лев», перевёл много стихов. И мои стихи переведены на другие языки». В 1994 Приходько  побывал в Кракове, где встречался с польским писателем С. Лемом и взял у него интервью. А ещё В.А. Приходько известен как состави­тель поэтических сборников и автор предисловий к различным книгам. Есть у него и познавательные тексты к альбомам о природе для раскрашивания. Другая ипостась в многообразном творчестве В. Приходько — его литературоведческие исследования: статьи, эссе, воспоминания, предисловия… Их он тоже писал как стихи — увлечённо и вдохновенно, с любовью и открытым сердцем. Потому они и читаются так захватывающе, с неослабевающим интересом. Будь то рассказ о писателе В. Набокове или о священнике отце Мене. О поэтессе В. Инбер или об авторе знаменитой песенки о ёлочке А. Кудашевой… В. Приходько умел найти такие, казалось бы, незначительные штрихи, детали в характерах и поступках своих героев, которые потом высвечивали незаурядную фигуру, личность. Особенно это чувствовалось в портретах-характеристиках детских литераторов. О них В.Приходько регулярно писал в журналах «Дошкольное воспитание», «Детская литература» и других… Владимир Приходько остался в истории детской литературы как один из основателей «критики на человеческом языке». Он не только прекрасно знал творчество лучших своих современников – а писал он о В. Берестове, В. Орлове, З. Александровой, Э. Мошковской и многих других ярких личностях, – но и любил то, о чем писал. Более ста предисловий предваряют книги разных авторов, в том числе сборники Державина, Баратынского, Некрасова, Случевского, Бунина, Набокова… У Приходько выходят работы о детской литературе (более 40 литературоведческих очерков), он изучает творчество Бориса Заходера, Ирины Токмаковой, Эдуарда Успенского, Якова Акима и других. Он автор книг о литературе: «Елена Благинина», «Поэт разговаривает с детьми», «Постижение лирики». Его блестящие, всегда масштабные литературные статьи, регулярно печатавшиеся на страницах центральной прессы, порой заново открывали читателям давно известные, а иногда и забытые имена, возвращали им вкус к настоящей литературе. Так произошло с писательницей Лидией Чарской. Её повести и романы в начале прошлого века были чрезвычайно популярны и любимы в России. Но вспыхнула революция. Сменился строй. Книги писательницы перестали выходить. И только спустя почти семьдесят лет, не без старания В. Приходько, они снова увидели свет. В. Приходько написал лаконичное и убедительное предисловие к избранным повестям Л. Чарской. Приходько тщательно поработал над розыском неизвестных у нас стихов, сказок и рассказов для детей Саши Черного, издал несколько сборников его произведений. В последние годы жизни (1996—2001) он работал штатным обозревателем газеты «Московская правда». «Писал он всегда так, что было интересно любому,- сказал в газете Леонид Гвоздев, - и весьма образованному человеку, и не обремененному знаниями». Вот лишь некоторые темы этих его статей и очерков: о Ходасевиче, Гумилеве, Заболоцком, Эренбурге, Пастернаке, Илье Ильфе, Сергее Маркове, Евгении Носове, Семене Липкине, Ольге Анстей, Николае Дементьеве и Надежде Надеждиной. В этом перечне сразу бросается в глаза, что имена звезд первой величины стоят здесь рядом с именами писателей и поэтов совсем мало известных, а то и вовсе не известных. Но характерно, что даже из очерков Владимира Приходько о звездах первой величины читатель тоже узнаёт много для себя нового. А главное - знаменитый писатель поворачивается к нему совершенно новой, неожиданной, как правило, неизвестной ему стороной.

Между тем жизнь совсем не баловала его. Много лет он мужественно боролся с тяжёлой болезнью, спасения от которой не было. Уму непостижимо, но свою последнюю статью он дописывал, уже умирая, за несколько часов до смерти. Скончался Владимир Александрович 17 декабря 2001 года в своей московской квартире на Коптевской улице, 18В, где проживал с 1972 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Он был художником, бесконечно влюблённым в жизнь, в литературу, в поэзию.  Его голос звучал взволнованно, приподнято. Весёлые, добрые стихи Владимира Приходько легко разучить с детьми. Они не только привлекают и развлекают малышей-слушателей житейскими историями. В игровой форме они дают начальные уроки нравственности, учат сочувствию и переживанию.

 Читайте детям его стихи – умные, добрые, улыбчивые.

Пешком шагали мышки 

Пешком шагали мышки 

По узенькой дорожке 

От деревушки Пешки 

До деревушки Ложки. 

А в деревушке Ложки 

У них устали ножки. 

Обратно в Пешки 

Мышки 

Приехали на кошке. 

И пели до порожка, 

И щелкали орешки – 

От деревушки Ложки 

До деревушки Пешки. 

Пешком идти не близко, 

Когда идешь обратно, 

А на пушистой киске 

И мягко, и приятно. 

Если кошке по пути – 

Отчего не подвезти?!

Свечи

Всей семьёю в этот вечер

Соберёмся за столом.

Скажет мама:

— Может, свечи

Ради праздника зажжём?

Электричество погасим,

Пусть немного отдохнёт.

И торжественно украсим

Общий ужин

В Новый год.

Пусть огонь весёлый скачет

Над малиновой свечой,

А подсвечник тихо плачет

Стеариновой слезой.

Вот букварь… 

Вот букварь – 

начало всех наук. 

Ведь слова 

рождаются 

из букв. 

Подойди к доске, 

возьми мелок, 

напиши, пожалуйста, 

дружок, 

самые прекрасные 

слова: 

мама, 

школа, 

Родина, 

Москва.

Белокаменная школа

День погожий,

День веселый,

Небо - золото и синь.

Белокаменная школа

Среди елок и осин.

Рядом - роща, рядом - поле.

Знают заяц и сурок:

Если тихо в нашей школе,

Значит, там идет урок.

Знают ежик и сорока

И следят исподтишка:

Был уже звонок с урока

Или не было звонка.

Если в школе перемена,

Сразу в поле и в лесок

Прилетает непременно

Чей-то звонкий голосок.

Вот и кончились уроки!

И бегут вперегонки

По дорожке,

По дороге

Туфельки и башмаки.

Роща близко, поле близко.

Солнце в небе голубом.

Сколько смеха, сколько визга,

Сколько радости кругом!

Но темнеют лес и поле.

Вдалеке горит закат.

Если тихо-тихо в школе,

Значит, в школе нет ребят.

Ветер листья не колышет.

На траве лежит роса.

Завтра школа вновь услышит

Молодые голоса.

Бюро прогнозов

В октябре, когда, не грея,

Светит солнце с высоты,

Спят коты

На батарее,

Свесив лапы и хвосты.

Это значит -

Не иначе 

К нам спешит уже мороз,

И сулит его

Кошачий

Безошибочный прогноз.

Видно, где-то вьюги дуют,

Снег идет, растет сугроб.

Наши кошки это чуют,

Наших кошек бьет озноб

Если, вытянувши лапы,

Дрыхнут кошки на полу,

Я кричу:

-- Послушай, папа!

Дело близится к теплу! 

Значит, ниже

Стали где-то

Ледяные терема,

Значит, ближе

Дышит лето

И пугается зима.

Все предскажут эти позы!

Ну, хоть вывеску на дверь,

Что у нас

БЮРО ПРОГНОЗОВ

Помещается теперь!

Скоро станем знамениты.

У котов промашки нет,

И бюро

Всегда открыто 

С перерывом на обед!

Про кошку

Что вы знаете

Про кошку?

Все, наверно, понемножку.

Кошка первой входит в дом

И живет подолгу в нем.

То мяучит,

То играет,

То куда-то удирает,

Исчезает далеко.

А когда придет обратно,

То из блюдца

Аккуратно

Пьет сырое молоко.

И погладить

Разрешает,

И работать

Не мешает,

Половицей

Не скрипит.

А ложится на подушку

Что-то нежное на ушко

Скажет шепотом

И спит.

Видеть кошку

На окошке

Я всегда, ребята, рад.

Для мурлыканья у кошки

Есть особый аппарат!

Он работает прекрасно -

Это всем на свете ясно, -

Но,

К несчастью детворы,

Разбирать его

Опасно:

Когти кошкины остры.

Выдвигаются мгновенно -

Только ноги уноси!..

А на морде,

Как антенны,

Установлены усы.

Чует кошка дух мышиный,

В сумрак ввинчивает взгляд.

Точно фары

У машины,

У нее глаза горят.

Уступаю ей дорогу,

Повстречавши у ворот.

Если хочет -

Пусть пройдет.

Вдруг возьмет

Да на подмогу

Братца тигра

Позовет?

Вдруг из парка

Или сквера,

Со двора,

Из-за угла

Выйдет черная пантера,

Скажет:

- Мура, как дела?

Вдруг придут ее проведать

Дядя барс и тетя рысь,

Сядут вместе пообедать...

Тут уж точно берегись!

Кошка бегает с азартом

За катушкою полдня,

А сама в родстве с гепардом,

Льву могучему родня!

Тем, кто с кошкой

Добр и мягок,

Может кошка

Другом стать.

Но обидчику,

Однако,

Может кошка сдачи дать!

Наш товарищ

Какая новость!

Такая новость!

Пришел сегодня

К нам мальчик новый.

Ребята лепят,

Рисуют, клеят.

Ребята скачут.

А Петя плачет.

Ребята - робко:

- Сыграем с нами? 

А мальчик хнычет:

- Хочу-у к маме!

- Смотри, вот крейсер!

Матрос на трапе!..

А он невесел:

- Хочу-у к папе!

- Знакомься с Левой,

Сережей, Надей!..

А мальчик снова:

- Хочу-у к дяде!

Не ест он супа,

Не пьет он сока!..

Да, с новичками

Одна морока!

Не хочет грушу,

Халву, печенье...

Да, с новичками

Одно мученье!

Давал ему лапу мишка.

Улыбалась мартышка.

А мальчик на той же ноте:

- Хочу, - говорит, - к тете!

То хнычет:

- К маме, 

То ноет:

--К тете.

А ведь известно:

Все на работе!

Ему ребята

Машину катят.

Может, машина

Придется кстати?

Эти мужчины

Любят машины.

И тут в машину 

Вскочил Антоша,

- Садись со мною!

Поедешь тоже!

- Бери баранку,

Правь на полянку!

И новый мальчик

Вдруг носом шмыгнул

И, точно мячик,

В машину прыгнул!

Мы все видали,

Мы наблюдали,

Как новый мальчик 

Жал на педали.

Он ехал плавно,

Он бил в ладоши.

Какой он славный!

Какой хороший...

Уже смеется... 

С ним кашу сваришь...

Он - наш товарищ!

Он - наш товарищ!

Вот когда я взрослым стану

Вот когда я взрослым стану

И купаться захочу -

Влезу сам в большую ванну,

Оба крана откручу,

Сам потру живот и спинку

И веснушки на носу,

Заверну себя в простынку

И в кроватку отнесу.

Гейка поправился

Познакомьтесь:

Гейка. Мальчик...

Засиял весёлый зайчик

От окна наискосок,

И раздался голосок:

- Одевайте-ка меня!

Обувайте-ка меня!

И по комнатам 

Спросонку

Дед бежит, как на пожар,

Бабка тащится вдогонку,

Позабыв про самовар.

Сбившись с ног,

Летит сестрица:

Не доделала урок.

Недобритый папа мчится.

И роняет помазок.

Мама руки вытирает,

Мама после достирает.

Уф-ф!

Одели наконец!

Отправляйся, молодец!

Добривался папа в ванной.

Думал папа: «Это странно».

Думал папа: «Любим, холим,

А ведь он, наверно, болен.

Натянуть не смог сынок

Ни штаны, ни свитерок».

Дни за днями проходили:

Все по- прежнему,

Хоть плачь...

Тем кто болен,

Нужен врач.

И к врачу его сводили.

Врач хорошим оказался.

Врач помочь не отказался:

- Что ж попробую, попробую... -

Он задумчиво сказал.

И бумажку взял особую,

И лекарство прописал.

В окна льёт голубизна.

На дворе, видать, весна.

Воробьи вовсю горланят.

И детей слышна возня...

Гейку тоже к детям тянет.

- Одевайте-ка меня!

Обувайте-ка меня!

Слово Гейкино - приказ.

Да никто не отозвался,

Словно в этот день и час

В доме он один остался.

Гейка повторил упрямо

И прислушался опять:

- Маята! -

Вздохнула мама,-

Занята,-

Зевнула мама,-

Я присела почитать.

- Бабушка!..

- Пирог к обеду 

Я пеку...

Тяжёлый день!

Обратился Гейка к деду:

- Ну-ка, дедушка, одень!

Дед сказал:

- А я прилёг.

Одевайся сам, милок.

Погулять ушла сестра.

Папы не было с утра.

Гейка очень удивился,

Растерялся, рассердился

И сказал:

- Ну, если так,

Больше я в окно не гляну,

Больше я гулять не стану

Никогда...

Какой чудак!

А весны все твёрже шаг,

Голоса звенят в ушах.

Детский крик и птичий гам.

- Гейка,Гейка!

Гейка, к нам!..

Ловко солнышко колдует,

Превращая в воду снег.

С юга теплый ветер дует -

Гейка дуется на всех.

День за днём -

Неделя прочь.

И ему уже невмочь.

Не сидится,

Не лежится.

- Мама, бабушка, сестрица!

Дома нету никого.

Некому одеть его.

Как же быть ему, бедняжке?

Там забава, там пятнашки.

И малец совсем раскис.

Он коту сказал: 

- Кис-кис!..

Но сегодня и коту 

Дома быть невмоготу.

Кот мяукнул,

Прыг в окошко -

И на крышу заспешил.

И тогда

Со всей одёжкой

Гейка

Справиться решил.

«"Одевайся сам, милок!»

Вот один, второй носок.

Вот штаны он надевает.

За штанами - свитерок.

Наизнанку...

(Что ж, бывает!)

Шапку нахлобучил он

И, довольный, вышел вон.

Мама шла из магазина.

Не узнала мама сына.

И сказала:

- А пальтишко мне знакомо...

- Да, знакомо!

- И носочки, и штанишки

Мне знакомы.

- Да, знакомы!

- Эта шапка из цигейки

Мне знакома...

- Да, знакома!

- Но я точно знаю:

Гейка дома!

Гейка улыбается,

С мамой обнимается: 

- Дома насиделся я,

Взял и сам оделся я

И со всем управился...

Значит я поправился?!

А денек всё голубей.

По двору потек ручей.

Воробьи чирикают,

А ребята прыгают.

Все растёт на белом свете.

Гейка тоже подрастёт.

Прочитает строчки эти

Сам -

И к маме подойдет.

- Вот стихи про неумейку.

Дома с ним сбивались с ног.

Знаешь ты

Такого Гейку?

Мать ответит:

- Нет, сынок.

Стихи про тех, кто рисует

1

Вот она, перед вами,

Коробка с карандашами.

В неё

Совершенно свободно

Вмещается

Что угодно!

В коробке

С карандашами

Горы и океаны

Гномы и великаны

И кот с большими усами.

В коробке

С карандашами

Живет зеленая ёлка.

Её украшали долго

Хлопушками и шарами.

В коробке

С карандашами

Заяц бежит вприпрыжку.

Он догоняет мишку

С плюшевыми ушами.

В коробке

С карандашами

Подснежник снежок буравит.

На воду мальчик ставит

Кораблик под парусами.

В коробке с карандашами

Недавно прошёл дождик.

Любуйся теперь, художник,

Радугой над лесами!

В коробке

С карандашами

Жёлтое солнце пляшет

Над жёлтым песчаным пляжем

С весёлыми голышами.

В коробке

С карандашами

Цирк, как обычно, полон.

Идёт по канату клоун,

Жонглируя обручами.

В коробке

С карандашами

Дети спешат на площадь.

И на ветру полощут

Флаги над малышами.

Вы всё на свете

Найдёте

В коробке

С карандашами.

КОГДА

РИСОВАТЬ

НАЧНЁТЕ,

Вы это поймёте

Сами!

2

Кисть и краски перед нами.

Мы рисуем в первый раз.

Всем знакомо

Наше знамя. 

Знамя красное у нас.

Развевается в тетради,

И на доме

За окном,

И на праздничном параде

В телевизоре цветном.

Это солнышко в зените,

Как горячий жёлтый глаз.

Если криво, извините:

Мы рисуем в первый раз!

Перевёз немало грузов

Грузовик силён и скор.

Вот его широкий кузов,

Вот колеса,

Вот  шофер.

Мы рисуем понемножку.

Лапы, хвост, усы, бока.

Узнаёте нашу кошку?

Тай налейте молока!

Что-то кошка смотрит хмуро.

Проведем ещё мазок.

Уважаемая Мура,

Ты б мурлыкнула разок!

Это заяц:

Я от волка

Убежал в тетрадку к вам.

Это звёздочка

На ёлку --

К новогодним торжествам.

Правда, мы рисуем лучше?

Нам идёт ученье впрок.

Это дождь течёт из тучи

На раскрывшийся цветок.

Вот арбуз зеленокожий:

Полосат, упруг и свеж.

Получилось так похоже 

Хоть разрежь его

И съешь!

Море.

Парусные лодки.

А под ними,

В глубине,

Несолёные селёдки

Лихо плавают на дне!

Это  сонная страница.

Дремлет лампа в ночнике,

Кресло,

Бабушкина спица,

Кошка на половике.

Спят герани на окошке,

Занавеска и ковёр.

Спит матрёшка,

А в матрёшке

Шесть матрёшкиных сестёр.

За окном ни зги не видно.

Как обидно!

Время спать.

И страницу эту, видно,

Некому дорисовать.

Космодром

В лучах рассвета

Мы рисуем в первый раз.

Серебристая ракета

Отправляется на Марс.

Мы в ракете не летали.

Как ни хочется, друзья,

Но в космические дали

Брать детей

Пока нельзя.

Намечается не скоро

Замечательный полёт,

А под кистью фантазёра

Всё сегодня оживёт!

Сколько света! Сколько грома!

Сколько всяческих чудес!

Но приятно

С космодрома

Вдруг попасть

В зелёный лес.

На сосну

Присела галка,

А малиновка на вяз.

Закрывать тетрадку жалко.

Мы рисуем в первый раз!

3

Белый город, белый город,

Весь под белым полотном.

Очевидно, бедный город

Околдован колдуном.

Всё на свете

В белом цвете!

Это грустно и смешно.

На экране белом

Дети

Смотрят белое кино.

Слышит шелест

Листьев белых в белом сквере

Белый гость.

Видит шубки белых белок

И рябины белой гроздь.

Белобрысы, как берёзки.

Здесь и клены с давних пор.

И застыл

На перекрёстке

Белоглазый светофор.

В магазины загляни-ка:

Вот 

На чей-то странный вкус 

Снежно-белая клубника

И белёхонький арбуз.

Объявленье у витрины:

Извините. Но пока

Лишь белок

В яйце курином.

Нет, товарищи, желтка! 

В зоопарке

То и дело

Мишке хочется взреветь:

- Почему я белый-белый?

Я ж не северный медведь!

Электрички и перроны

Белой пылью занесло.

Плачет

Белая ворона:

Ей совсем не повезло!..

Ты, мой смелый

И умелый,

Знаешь, как помочь беде!

Ты приедешь

В город белый:

Всё белым-бело везде!

Плачут жители:

- Спасите!

Надоела белизна!

Век

Космических открытий,

А боятся колдуна!

Ты, мой мальчик,

Не спасуешь.

Ярких красок

Припасёшь.

Белый город

Разрисуешь,

Расколдуешь

И спасёшь!

Без опаски,

Без подсказки

Ты решишь,

Художник мой,

Где добавить в белой сказке

Жёлтой краски,

Красной краски,

Что раскрасить голубой.

Ты отлично всё исправишь,

Разукрасишь

Целый мир.

Белым-белым

Ты оставишь

Только сливочный пломбир!

Четыре страницы

1 В синем небе суматоха:

Птицы вешние кружат.

А в берлоге спится плохо -

Солнце будит медвежат.

По берёзе бродят соки,

И, заметная едва,

На бугре да на припёке

Пробивается трава.

Мать-и-мачеха готова

Вслед за вербою расцвесть.

Галка со спины коровы

На гнездо таскает шерсть.

2 Лето, лето, всюду лето

За порог ребят зовёт.

Покраснел бочок ранета.

Василёк во ржи плывёт.

Зелень, зелень,

Всюду зелень!

Побежишь по мураве –

От зелёной карусели

Шум зелёный в голове.

В речке плещутся ребята

И уходят в лес гуськом

По малину, по маслята…

Кто с ведром, кто с туеском.

Кто несёт цветов охапку,

Кто  с опушки дубняка 

Тёмно-бронзовую шапку

Крепкого боровика.

3 Вот и осень перед нами.

Сжато поле, скошен луг.

И над лесом

Косяками

Гуси тянутся на юг.

За сараем стог соломы

И рябину во дворе

Из окна родного дома

Видно сельской детворе.

Частый дождь в стекло трезвонит.

Ветер, шастая везде,

Золотые листья гонит 

По серебряной воде.

4 У зимы иные краски.

Веселее нет поры!

Сани, санки и салазки

С белой катятся горы.

Дома

Мамы ждут с обедом.

Не страшит ребят мороз.

И, повизгивая, следом

Мчит за ними рыжий пёс.

Над прудом позёмка вьётся…

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

Майский снег

Снег идет! 

Удивляются дети: 

«К нам зима 

Воротилась опять?» 

Это просто 

На яблоне 

Ветер 

Хочет все лепестки 

Сосчитать. 

Летний вечер

Видно все из моего окошка:

Двор и сад, и сосны за лужком,

Солнышко уходит понемножку,

Машет мне оранжевым платком.

Папа скажет:

- В сон ребенка клонит.

- Что ты, папа, спать мне не пора.

Просто вечер сел на подоконник,

И цветами пахнет со двора.

Скажем лету

Лучше лета

Приятеля нету.

Очень жалко,

Что завтра

Чуть свет

В дальний путь

Собирается лето,

Покупает на поезд билет.

Скажем лету,

Как доброму другу:

— Отложи свой отъезд

Поутру.

Погуляй ещё с нами

По лугу

И побегай с мячом

По двору!

Может быть,

Уезжаешь не в пору?

Ты оставь

На вокзале багаж.

Поброди ещё с нами

По бору

И сходи

Хоть разочек

На пляж!

Чудеса

Однажды в июле,

В чудесный денёк,

Вдруг выпал

Оранжевый снег

На лужок.

И в небо над лугом

Привычно и ловко

Взлетела корова,

Как божья коровка.

А бабочки

Гнёзда из прутиков

Вили

И в сети

Зелёное солнце

Ловили.

Залаяли птицы,

Запели собаки.

Я вас уверяю,

Что это не враки.

Зажмурив глаза,

Я улёгся в траву

И все чудеса

Увидал наяву.

Совка-сплюшка 

Вы видали совку-сплюшку,

Вечно сонную старушку,

Совку-сплюшку,

Сплюшку-совку – 

И болтушку,

И плутовку? 

Мне в лесу она кричала:

"Сплю-сплю-сплю!"

Умолкала и сначала:

"Сплю-сплю-сплю!"

Я уселся у осины,

Долго слушал крик

совиный:

"Сплю-сплю-сплю"

Да "сплю-сплю-сплю"… 

Я обманщиц не люблю! 

Если ты и вправду спишь,

Почему же ты кричишь?

У телевизора

Флот в далеком океане 

И полярное сиянье,

Карнавальное гулянье,

Зоопарк и новый дом,

Жук сидящий на тюльпане,

Гном на сказочной поляне

Возникают на экране 

В телевизоре цветном.

- Посмотри-ка,- скажет мама,-

Что сегодня за программа?

Ты включаешь наудачу

И глазеть уже готов.

Спросит диктор:

- Как успехи?

Извините за помехи.

Начинаем передачу

«В мире сказок и стихов»!!!

История змея

Жил,

Пугая всех детей,

В старину на свете Змей.

Ежедневно,

Утром рано,

Поросёнка и барана

Он глотал и говорил:

- Я бы завтрак повторил!

На обед

Съедал Змеище

Кур, наверное, три тыщи,

И с индюшкой индюка,

И с коровою быка.

Но однажды так наелся,

Что не в шутку разболелся,

А когда живот болит,

Пропадает аппетит.

Громко плача и ворча,

Вызвал Змей к себе врача.

И по доброму совету

Перешёл он на диету!

С этих пор

Ужасный Змей

Ел на завтрак

Сельдерей,

На обед

Немного клюквы

Или свёклы,

Или брюквы,

Или пробовал горох

И вздыхал при этом:

- Ох!

Был он толстый,

Очень скучный,

Стал он лёгкий

И воздушный,

Был он тучный,

Очень важный,

Стал он точно

Лист бумажный,

И решила детвора:

- Запускать его пора!

Попрочней верёвку

Взяли,

Ловко

Змея привязали,

Прикрутили за бока,

Запустили в облака!

vokrugknig.blogspot.ru

про КАТА - Записки Старейшины "Бредогогика"

врезались в голову строчки стихотворения из предыдущего поста. вот результат...

- Здравствуй, киска, Как дела? Что же ты он нас ушла? - Не хочу я с вами жить, хвостик негде положить. Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

***************************************************************************** Намочил котенок лапки – Он пошел гулять босой. Не нашел себе он тапки И скорей бежит домой.

(Н.Дубровская)

***************************************************************************** На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 4. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьев на грядке? (Нисколько, так как остальные воробьи улетели)

***************************************************************************** 3 + 1=4

Я рисую кошкин дом: три окошка, дверь с крыльцом. Наверху еще окно, Чтобы не было темно. Посчитай окошки В домике у кошки.

***************************************************************************** 3 + 1 = 4

Три пушистых кошечки улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибежала. Сколько вместе кошек стало?

***************************************************************************** 2 + 3 = 5

Две мышки проникли в квартиру, Решили попробовать сыру. Тут следом явились подружки — Три сереньких мышки-норушки. Кот спал в это время на крыше, Про этот не ведая пир. А ну, сосчитай, сколько мышек Съели оставленный сыр?

***************************************************************************** Семь воробьев опустились на грядки, Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, Мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки. Сколько теперь их осталось на грядке? (Ни одного - остальные испугались и улетели)

***************************************************************************** То мурлычет, то играет, То куда-то удирает. Убегает далеко, А когда придёт обратно, То мурлыкает и с блюдца Пьёт сырое молоко.

***************************************************************************** Для чего нужны карандаши? Чтобы как палочки считать? Чтобы котенку играть? Подумайте.

Усатый-полосатый (отрывок) (Самуил Маршак)

Не было в доме мышей, а было много карандашей. Лежали они на столе у папы и попали котёнку в лапы. Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал, как мышку. И давай его катать — Из-под стула под кровать. От стола до табурета. От комода до буфета. Подтолкнет — и цап-царап! А потом загнал под шкап. Ждёт на коврике у шкапа Притаился, чуть дыша... Коротка кошачья лапа — Не достать карандаша! Вот какой глупый котёнок!

***************************************************************************** Пусть все у тебя будет заМУР-Р-Рчательно (пожелание, подпись к раскраске)

***************************************************************************** Котята

Пушистые комочки Умыли лапкой щечки. А ушки у котят Как домики стоят.

(В.Степанов)

***************************************************************************** Котята

Закрыли котята Зеленые глазки И сладко уснули Под мамины сказки.

(В.Степанов)

***************************************************************************** Это полосатый кот Васька. Ой, ой, а куда же делись полоски? Давай ему поможем, приклеим (нарисуем) полоски, длинные и короткие, широкие и узкие – как получится. (рисование, аппликация)

***************************************************************************** КОТЕНОК

Если кто-то с места сдвинется, На него котенок кинется. Если что-нибудь покатится, За него котенок схватится. Прыг-скок! Цап-царап! Не уйдешь от наших лап!

(В.Берестов)

***************************************************************************** КОТЕНОК

Котенок возится с клубком: То подползет к нему тайком, То на клубок начнет кидаться, Толкнет его, отпрыгнет вбок.. Никак не может догадаться. Что здесь не мышка, а клубок.

(А.Барто)

***************************************************************************** ДВА КОТА

Жили-были два кота Восемь лапок, два хвоста. Подрались Между собой Серые коты. Поднялись У них трубой Серые хвосты. Бились днем и ночью. Прочь летели клочья. И остались от котов Только кончики хвостов.

(С.Маршак)

***************************************************************************** ПОГЛАДЬ КОТЕНКА

Игра на расслабление. Представить, что на коленях у тебя сидит пушистый ласковый котенок, погладить его.

**************************************************************************** Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы.

***************************************************************************** Часто умывается, а с водой не знается.

***************************************************************************** ОБЪЯВЛЕНИЕ

КОТ ищет в пору летнюю Приличную КОТлетную. А на зиму отдельную И теплую КОТельную... Хотя запомните, невежи, - КОТ предпочел бы жить В КОТтедже!

(В стихотворении спрятались пять котов, найдите их.)

***************************************************************************** Повезло опять Егорке, У реки сидит не зря. Два карасика в ведерке И четыре пескаря. Но смотрите - у ведерка Появился хитрый кот... Сколько рыб домой Егорка На уху нам принесет?

(Нисколько)

***************************************************************************** Мыши водят хоровод. У печурки дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Как проснется Васька-кот, Разобьет ваш хоровод. Вот проснулся Васька-кот Разбежался хоровод.

***************************************************************************** ПЕШКОМ ШАГАЛИ МЫШКИ

Пешком шагали мышки По узенькой дорожке От деревушки Пешки До деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки У них устали ножки. Обратно в Пешки мышки Приехали на кошке.

И пели до порожка, И щелкали орешки – От деревушки Ложки До деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, Когда идешь обратно, А на пушистой киске И мягко, и приятно.

Если кошке по пути – Отчего не подвезти?!

(Владимир Приходько)

***************************************************************************** Про птичку

Однажды Кот, придя домой, Сказал: - Жена и дети, А не пора ли всей семьёй Подумать о портрете?

Жена мурлыкнула: - Пора. Котята крикнули: -Ура!

Кот надевает шляпу, Берёт жену под лапу, И, подхватив своих котят, Они к фотографу летят.

Фотограф - пожилой Козёл – Их в ателье своё провёл, Был очень вежлив, очень мил, Кота и Кошку посадил Посередине в кресла, Котят - на длинную скамью.

Приятно глянуть на семью, Всё выглядят прелестно! На маме - розовый наряд, На папе - фрак лиловый, И чепчики у всех котят. Мгновенье – И готово!

Свой аппарат Козел навёл. - Внимание! - сказал Козёл. Смотрите, дети, птичка! –

Эх, подвела привычка! Кот, Кошка, пятеро котят Как бросятся на аппарат. Кот в объектив вцепился. Летит штатив и гаснет свет... Короче говоря, портрет Совсем не получился.

(Дриз Овсей)

***************************************************************************** Кискино горе

Плачет Киска в коридоре. У нее большое горе: Злые люди Бедной Киске Не дают Украсть Сосиски!

(Борис Заходер)

***************************************************************************** В.Сутеев “Мышонок и карандаш”

***************************************************************************** В.Сутеев “Капризная кошка”

***************************************************************************** КОТЯТА (Считалочка)

Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята — Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз — котёнок самый белый, Два — котёнок самый смелый, Три — котёнок самый умный, А Четыре — самый шумный.

Пять похож на Три и Два: Те же хвост и голова, То же пятнышко на спинке, Также спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята — Раз, Два, Три, Четыре, Пять! Заходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать.

(С.Михалков)

***************************************************************************** Про кота

Кто разлёгся у ворот И упорно не встаёт? Это толстый и усатый, Это Сашка, чёрный кот.

Про кота с утра весь двор Начинает разговор. Куры громко говорят, Учат маленьких цыплят:

- Этот Сашка не годится Никуда-куда-куда! Мы подобного ленивца Не видали никогда!

- Справедливо, справедливо, - Подтверждает голубок. Это очень некрасиво Долго спать в такой денёк.

- Это гадко, гадко, гадко! - Гусь гогочет у ворот. А котище дремлет сладко, Даже ухом не ведёт.

Но когда настанет вечер, А за ним и темнота, Загорятся, словно свечи, Оба глаза у кота.

Я коту поглажу грудку, Почешу между ушей, Потому что очень трудно В темноте ловить мышей.

***************************************************************************** Мяу-мяу, — кот пищит. У него живот болит.

***************************************************************************** Умыли котята глаза, и носы, И щечки, и лобики, даже усы. И доброе слово друг дружке Мяукнули в чистые ушки. (З. Александрова)

***************************************************************************** С.Маршак “Кошкин дом”

***************************************************************************** Тише, мыши, кот на крыше, А котята еще выше!

***************************************************************************** Кошка мышек сторожит, Притворилась, будто спит. Тише, мыши, не шумите, Кошку вы не разбудите.

***************************************************************************** Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курочка: “Ко-ко, Не ходите далеко”.

На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет.

seebostian.livejournal.com

Главная страница.

Ш

Повторяй быстро: камыш, камыш, камыш, камыш…. Кто прячется в камышах? (мышка)

************************************************************************ Шесть мышат шагают в школу, Шаловливых и веселых. На уроках шесть мышат Шелестят, шумят, шуршат. Тише, кот сюда спешит! Шмыг – и в школе ни души.

***************************************************************************** Жили наши мыши За трубой на крыше Там чудесное местечко Потому что рядом печка. Сушит печка сухари Мыши ищут крошки Знают даже малыши Ищут мышек кошки.

***************************************************************************** ПЕШКОМ ШАГАЛИ МЫШКИ

Пешком шагали мышки По узенькой дорожке От деревушки Пешки До деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки У них устали ножки. Обратно в Пешки мышки Приехали на кошке.

И пели до порожка, И щелкали орешки – От деревушки Ложки До деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, Когда идешь обратно, А на пушистой киске И мягко, и приятно.

Если кошке по пути – Отчего не подвезти?!

(Владимир Приходько)

**************************************************************************** Дифференциация звуков [С] и [Ш] во фразах

Сшила Саша Сашке шапку.

Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть. — Что смеешься? — Смешинка в рот попала!

Поспешишь — людей насмешишь. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Поспешно соберешься — что-нибудь да забудешь. Малыши сшибали снег с елей. Пастушок прислушался к пению скворушки. Мокрое белье высушили на солнышке. Саша спешит на каток. Наташа ест сушки. Из сушеных фруктов варят компот. Шапкой Саша шишки сшиб. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Сынишка Саша сушит сушки. Старушка спит на раскладушке.

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)

***************************************************************************** Шел Саша по шоссе, Нес сушки в мешке. Сушку — Грише, Сушку — Мише. Сушку Проше И Антоше. И еще две сушки — Нюше и Петрушке.

***************************************************************************** Дифференциация звуков [С] и [Ш]

Какое постороннее слово пробралось в рассказы? Почему оно лишнее?

1. Шторы шелестели. Шины шуршали. Шаль шевелилась. Старушка шила шапку. Шакал шагал. Шимпанзе шалил. (Ответ. Лишнее слово — старушка. Оно начинается на [с], а все остальные слова — на [ш])

2. Стол стоял. Сапог свалился. Солнце светило. Собака стащила сыр со стола. Снег скрипел. Снегирь спрятался. Шоколад съели. Светофор сломался. Свинья съела суп. Слон сердился. Старичок смеялся. (Ответ. Лишнее слово — шоколад. Оно начинается на [ш], а все остальные слова — на [с])

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)

***************************************************************************** Знаешь, как называется детеныш кукушки? Кукушонок. А как назвать детеныша петуха? Петушонок? А детеныша квакушки? Наверное, квакушонок... А как называется маленькая мышь? Конечно же, мышка. А маленький осьминог? Осьминожка? А маленький носорог? Носорожка, что ли? (Если только носороги бывают маленькими.) А маленький бульдог? Дог? Росомаха? (Не знаю точно, что это за зверь. Кажется, живет в лесу. Очень лохматая.) Придумай еще смешные названия зверюшек на «ушонок» и «ушка». Про некоторых таких зверюшек я придумала шуточные стихи. Выучи, если понравится, и попробуй придумать такие же про тех зверюшек, названия которых ты сам изобрел.

Шесть пушистых росомашек Примостились меж ромашек.

Три ушастых носорожки Расшалились на дорожке.

Восемь шустрых петушат На автобус сесть спешат.

Шьет квакушка квакушонку Шерстяную распашонку.

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)

***************************************************************************** У старушки из синей избушки На крылечке сушились свинушки. Мимо свинка прошла, Их с собой позвала, И, захрюкав, умчались свинушки.

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)

***************************************************************************** ШУРШАЩАЯ ПЕСЕНКА

ШурШат осенние кусты. ШурШат на дереве листы. ШурШит камыШ И дождь ШурШит, И мыШь, ШурШа, в нору спеШит...

А там тихо-онечко ШурШат Шесть Шустрых маленьких мыШат.

Но все вокруг возмущены: - Как расШумелись Шалуны! - ШурШат на малыШей кусты. ШурШат им с дерева листы. ШурШит рассерженный камыШ. И дождь ШурШит. И мама МыШь - Весь лес ШурШит им: - Шалуны, Не наруШайте тиШины!

Но их не слыШат Шесть мыШат. Давно уже мыШата спят. Они легли пораньШе спать, Чтоб не меШать больШим ШУРШАТЬ!

(Андрей Усачев)

***************************************************************************** Белка с ветки в свой домишко Перетаскивала шишки. Белка шишку уронила. Прямо в мишку угодила. Застонал, заохал мишка: - На носу вскочила шишка!

***************************************************************************** На сосне большой – малышка! Ой, смотрите, в лапках – шишка. Шишка спелая шуршит! Кто так шишки шелушит?

(Н.Пикулева)

***************************************************************************** Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку.

***************************************************************************** Белка

Белка шишку шелушит И спешит, спешит, спешит... Вертит шишку так и сяк, Обнажая зубки. На тропинку и в овраг сыплются скорлупки. Рыжим столбиком огня Хвост горит у белки. -Ах, опять не хватит дня Поиграть в горелки!...

(Т.Белозёров)

***************************************************************************** Белка по лесу идет, Всем орешки раздает: Лисоньке - в платочек Воробью - в кулечек в кузовок зайчишке в лапочку - мишке! Никого не забыла, всех угостила!

***************************************************************************** Ша-ша-ша-ша — наша Маша хороша. Шо-шо-шо-шо — говорим мы хорошо. Шу-шу-шу-шу — помогите малышу. Ши-ши-ши-ши — на поляне малыши. Аш-аш-аш — дайте карандаш. Ош-ош-ош — у меня нож. Уш-уш-уш — теплый душ. Иш-иш-иш — у меня малыш. Ашка-ашка — летит букашка. Ошка-ошка — на окошке кошка. Ушка-ушка — лягушка-квакушка. Ишка-ишка — маленькая мышка.

***************************************************************************** Тише, мыши, кот на крыше, А котята еще выше!

***************************************************************************** Шла по улице машина, Шла машина без бензина. Шла машина без шофера, Без приказа светофора. Шла сама, куда не зная, Шла машина заводная. *************************************************************************************

sne-gurka-26.narod.ru


Смотрите также