Мышка окуджава


Конспект урока литературы в 11 классе "Б.Ш.Окуджава Рассказ "Мышка"

Урок литературы в 11 классе

Тема: «Литература последнего пятнадцатилетия. Анализ рассказа Б.Ш. Окуджава «Мышка»

ФИО: Лубковская Марина Геннадьевна

Образовательное учреждение: МБОУ «Струковская СОШ»

Должность: учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж: 32 года

Квалификационная категория: высшая

Учебно-методический комплект: учебник по литературе в 2-х

частях. Автор-составитель: В.П.Журавлёв. Издание: 17-е изд. –

М.: Просвещение, 2012.

Образовательная область: литература

Класс: 11

Тип урока: анализ рассказа

Место урока в учебной программе: заключительные уроки по теме: «Нравственные уроки современной литературы»

Тема урока: «Литература последнего пятнадцатилетия. Анализ рассказа Б.Ш. Окуджава «Мышка».

Цель урока: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации, способность принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению)

Задачи урока:

  1. познавательные: познакомиться с содержанием рассказа Б.Ш.Окуджава «Мышка», выявить своеобразие писательского мастерства, художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка, определить их роль в произведении;

  • ценностно-ориентированные: формировать собственное отношение к творчеству Б.Ш.Окуджавы, анализировать формы выражения авторской позиции;

  • коммуникативные: развивать умение высказывать свою точку зрения, вести диалог на уроке;

  • личностные: проявлять готовность к саморазвитию.

  • эстетические: проявлять сочувствие, умение сопереживать.

  1. метапредметные:

  • познавательные: обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в тексте, реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, конструируя собственные знания;

  • регулятивные: понимать учебные задачи урока, оценивать свою деятельность на уроке;

  • коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, уметь с уважением принимать другую точку зрения.

Оборудование к уроку: распечатанный текст рассказа

Б.Ш. Окуджавы «Мышка», таблица №1, №2 к уроку, кластер на доске, портрет поэта, презентация к уроку.

План урока

  1. Орг.момент.(3 минуты)

  2. Стадия вызова. Приём «Ассоциация» (3 минуты)

  3. Стадия осмысления. Работа с художественным текстом.

(11 минут)

ФИЗМИНУТКА (1 минута)

4. Стадия рефлексии.

Чтение текста самостоятельно. Групповая работа. (9 минут)

5. Выступления учащихся по группам. (9 минут)

Самооценка выступлений. (1 минута)

6. Написание синквейнов. (5 минут)

7. Итог урока.(2 минуты)

8.Задание на дом. (на выбор) (1 минута)

«…Всё хочет жить, и нету прав других…»

Булат Окуджава

Ход урока

  1. Орг.момент. (3 минуты)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Наш сегодняшний урок литературы мне хочется начать вот с такого стихотворения.

Не забывайте братьев наших меньших,

Укройте их от холода, дождя,

Заботой, добротой своей согрейте,

Они поймут, за всё благодаря.

Язык их прост, а взгляд надежды полон,

Тепло души отдайте щедро им,

Ваше добро они навек запомнят,

Да будет всяк любовию храним.

- Попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? (ответы учащихся)

- Сегодня мы прочитаем рассказ писателя, который родился в Москве, на Арбате в 1924 году. По происхождению он грузин, москвич. Родным языком считал русский язык. Три года прожил в Нижнем Тагиле, куда переехал его семья. В 1937 году его отца расстреляли, а мать посадили в тюрьму, как жену врага народа. Вместе с братом вернулся в Москву к бабушке, учился в школе. После 9 класса в 17 лет ушёл добровольцем на фронт. Воевал. Был рядовым, миномётчиком. Остался жив. После войны учился в Тбилисском университете на филологическом факультете. Затем некоторое время работал учителем в деревенской школе Калужской области. Преподавал русский язык и литературу. И писал стихи. Сначала к своему увлечению относился несерьёзно. Затем стал публиковаться в Калужской областной газете. После смерти Сталина вернулся в Москву. Год ничего не писал. Но потом вновь стал писать стихи и петь их под собственный аккомпанемент. Так начались песни.

- Как вы думаете, кто это?

- Он написал «Песню про Лёньку Королёва», «Бери шинель, пошли домой», «Арбат, мой Арбат»

- Верно. Это Булат Шалвович Окуджава, поэт, писатель, потомственный москвич, талантливый поэт и писатель. Слайд №2.

- А что вы знаете об этом человеке? (выслушиваю всех желающих)

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Б.Ш. Окуджава «Мышка».

  1. Стадия вызова. Приём «Ассоциация» (3 минуты)

- Как вы думаете, о ком или о чём этот рассказ? Почему он назван «Мышка»? Кто будет героем рассказа? Что произойдёт в рассказе? Как будут развиваться события? Чем закончится рассказ?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «мышка»?

(кластер составляем на доске и в тетрадях)

- Какие чувства вызывает у нас мышка? (неприятные)

  1. Стадия осмысления. Работа с художественным текстом.

(11 минут)

(Сопровождается презентацией)

Стратегия «Чтение с остановками».

1. Чтение учителем текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.

(Слайд №3)

Однажды зимним вечером я сидел в Переделкине у телевизора. Вдруг из-под дивана вышла мышь и уселась у моей ноги.

(Первая остановка).

- Где происходили события, о которых рассказывает автор? Когда?

- Чем занимался герой рассказа, прежде чем увидел возле дивана мышь?

- Что будет дальше и почему?

Слайд №4)

Я закричал с отвращением, и она исчезла под диваном.

Покой рухнул. Я вспомнил прошлогоднее нашествие мышей: как я, забросив все дела, расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зёрна, выбрасывал на снег серые трупики, прятал пищу, брезговал к ней прикасаться…. А они продолжали бесчинствовать. Их становилось всё больше и больше. Они вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет божий…

Так продолжалось с месяц. Я выдохся, опустил руки. Вдруг они исчезли. Специалисты объяснили, что это был какой-то специфический мышиный год.

И вот теперь снова? (Слайд №5)

Я замер на диване, и она появилась снова и уселась у моей ноги. Я шевельнул ногой – она исчезла. Страх и отвращение бушевали во мне.

(Вторая остановка).

- Почему герой рассказа закричал, увидев мышку?

- Как герой боролся с нашествием мышей?

- Какие слова рассказчика позволяют нам понять отношение героя к данным животным?

-Что будет дальше? Почему?

Я вытащил из чулана мышеловку, зарядил её и поставил в тёмном углу. Покоя снова не было.

Я плохо спал. Весь следующий день она не появлялась. Но вечером, едва я уселся перед телевизором, она возникла. Она сидела у моей ноги, спиной ко мне, и, не отрываясь, глядела на экран. Я шевельнул ногой – она нехотя удалилась. Я замер – она вышла из-под дивана и уселась на прежнее место.

Странно, но я уже не испытывал отвращения. Напротив, какой-то интерес, какое-то ненавязчивое любопытство проснулось во мне. Чего она хочет?

(Третья остановка).

- Почему мышка с такой настойчивостью выходила из-под дивана и усаживалась рядом с героем?

- Что ощущает автор рассказа теперь?

- Почему изменилось отношение героя?

(Она не боялась человека. Её любопытство было сильнее страха перед человеком. Её очень привлекал телевизор. Она уже не казалась рассказчику противной. Она была одна. Он увидел в ней индивидуальность и т.д.)

- Что будет дальше и почему?

Я наклонился, чтобы к ней присмотреться, но она исчезла.

(Четвёртая остановка).

- Почему герой хотел рассмотреть мышку?

(Она его заинтересовала. Его удивило её поведение. Ему хотелось узнать, почему она каждый раз выходила тогда, когда герой включал телевизор и т.д.)

Что будет дальше? Почему?

В течение следующих дней всё совершалось по уже установившемуся распорядку. Я постепенно разглядел её. Она была хороша! Вдруг я понял, что она хороша! Я видел её маленькие сверкающие чёрные глазки и изысканную мордочку, и светло-серую шубку, и выразительный хвостик крендельком. Она привыкла. Она постепенно перестала исчезать под диваном, а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону, стоило мне пошевелиться.

Я положил на пол кусочек печенья. Она его с аппетитом погрызла, утёрлась лапкой и вновь уставилась на экран.

Прошёл месяц. Чего только не испробовала она, чем только не лакомилась: и печеньем, и салом, и колбаской… Я привык к ней, мало того – привязался. Теперь было бы странно смотреть телевизор в прежнем одиночестве. Не знаю, чем она занималась днём, но вечером зажигался экран – и она тотчас усаживалась перед ним. Мне было хорошо! Я даже перестал вспоминать прошлогоднюю стаю серых животных, эту беснующуюся толпу.

Я вообще не любитель толп. Слава Богу, что у меня в доме они отбушевали. И это маленькое изящное существо в светло-серой шубке тоже, видно, склонно к уединению и вряд ли тоскует по своим суматошным соплеменникам…

(Пятая остановка)

- Какой теперь кажется мышка рассказчику? Как он описывает её внешность? Почему? Как вела себя мышка? Как рассказчик стал относиться к странной гостье?

- Почему герою было хорошо?

(Он не чувствовал себя одиноким. У него появился друг. Мышка оказалась очень деликатной. Им обоим нравилось уединение).

Что будет дальше и почему?

Днём я, как всегда, работал за своим столом. Зимой темнеет рано. Я подумал, что скоро включу телевизор, и мы усядемся с нею…

Вдруг в углу что-то громко щёлкнуло…

(Шестая остановка)

- Чем занимался рассказчик в этот зимний вечер? О чём он думал? Что отвлекло его внимание? Догадался ли он, откуда раздался этот странный звук?

Что будет дальше и почему?

Присмотрелся – а это сработала мышеловка, о которой я успел позабыть! Кинулся к ней – а там моя мышка»…

- Как вы думаете, чем закончится рассказ?

- Оправдались ли ваши читательские прогнозы?

- Закончен ли рассказ?

- Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, каким (если он есть) будет финал рассказа?

(ответы учащихся)

Читаю заключительные строки рассказа после ответов учащихся.

Как-то у меня сидели друзья. Я рассказал им эту историю. Все удручённо замолкли. Лишь Фазиль вскрикнул: «Неужели насмерть?»

- Что означает фраза «Неужели насмерть?»

- Почему герой забыл убрать мышеловку?

- Виноват ли рассказчик в гибели мышки?

- Чувствует ли он свою вину?

-Как вы думаете, почему на вопрос Фазиля герой ничего не ответил?

(ответы учащихся)

ФИЗМИНУТКА. (1 минута)

Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения

  1. «День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.

  2. «Сережки» Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами).

  1. Стадия рефлексии.

1.Чтение текста самостоятельно. Групповая работа. (9 минут)

(У учащихся на партах распечатанный текст рассказа).

  1. Выделение смысловых частей рассказа, озаглавливание их. (1 группа)

№ п/п смысловой части

событие

Чувства героя

1. Однажды зимним вечером….

Появилась мышь.

отвращение

2. Покой рухнул.

Нашествие мышей.

растерянность, страх, брезгливость

3. Покоя не было, вытащил мышеловку.

Мышь появилась снова.

интерес, ненавязчивое любопытство

4. Я наклонился, чтобы к ней присмотреться.

Она исчезла.

удивление, заинтересованность

5. Я постепенно разглядел её…

Она была хороша!

восхищение, привязанность, нежность

6. Днём я, как всегда, работал за своим столом…

Вдруг в углу что-то громко щёлкнуло…

недоумение, испуг

7. Присмотрелся, а это мышеловка…

Кинулся к ней- а там моя мышка…

Горечь утраты, настоящее горе, тоска по полюбившемуся живому существу

  1. Заполнение таблицы №1. (2 группа)

Задание: выпишите слова, словосочетания, характеризующие состояние, чувства рассказчика в каждой части.

Таблица №1.

Отношение героя к мышам

Поведение мышиной толпы

  1. Заполнение таблицы №2. (3 группа)

Задание: выпишите слова, словосочетания, характеризующие состояние, чувства рассказчика в каждой части.

Таблица №2.

Отношение героя к мышке

Поведение мышки

(смотреть образец таблицы№1 и №2)

Образец таблицы

Таблица №1 Таблица №2.

Отношение героя к мышам

Поведение мышиной толпы

Отношение героя к мышке

Поведение мышки

Закричал с отвращением,

расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зёрна, выбрасывал на снег серые трупики, прятал пищу, брезговал к ней прикасаться

Вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет божий.

Я уже не испытывал отвращения, какой-то интерес, ненавязчивое любопытство проснулось во мне;

Я привык к ней, мало того – привязался.

Мне было хорошо!

Это маленькое изящное существо…

Вышла… и уселась у моей ноги; она появилась снова и уселась у моей ноги; она исчезла; она возникла; она сидела спиной ко мне и не отрываясь смотрела на экран; она нехотя удалилась; вышла из-под дивана и уселась на прежнее место; постепенно перестала исчезать под диваном , а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону; с аппетитом погрызла, утёрлась лапкой и вновь уставилась на экран.

2. Выступления учащихся по группам. (9 минут)

(Учащиеся 2 и 3 групп готовят вопросы учащимся 1 группы)

Вопросы к 1 группе:

Что вы можете сказать о чувствах рассказчика? Почему они менялись с развитием действия?

- Почему вначале герой испытывал чувство отвращения, брезгливости к зверьку? (он помнил прошлогоднее нашествие; это ответная реакция на агрессию)

- Что стало причиной изменившегося отношения героя к мышке?

(мышка оказалась деликатной, чуткой и любознательной; она повела себя не так, как обычно ведут себя эти особи; она удивила рассказчика, вызвала интерес и восхищение, а потом искреннюю симпатию и привязанность)

3. Выступление учащихся 2 группы. (Таблица №2)

4. Выступление учащихся 3 группы.(Таблица №3)

Самооценка выступлений. (1 минута)

5. Написание синквейнов. (5 минут)

Мышка

скромная, незаметная.

Появляется, не боится, интересуется.

Совсем не такая, как все.

Индивидуальность.

Автор

растерянный, несчастный.

Борется, ненавидит, удивляется.

Надеется на скорую встречу.

Одиночество.

Мышка-одиночка

любознательная, смелая.

Смотрит, не мешает, думает.

О чем-то мечтает.

Личность.

VI. Итог урока.(2 минуты)

Вывод: О чём же этот рассказ?

( о взаимной симпатии человека и обыкновенной серой мышки; о том, как два совершенно разных существа стали друг другу дороги; о том, что мы в ответ за тех, кого приручили)

- Для чего Б.Ш.Окуджава написал этот рассказ?

VII. Заключительное слово учителя.»

Б.Ш Окуджава удивительный человек. Пройдя войну, испытав много горя и несправедливости на своём веку, этот удивительный человек, композитор, поэт сумел сохранить в своём сердце теплоту и человеческое сострадание ко всему живому на земле.

  1. Задание на дом. (на выбор) (1 минута)

  1. Написать сочинение-размышление на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили!?.

(выбрать один знак препинания в конце названия темы)

  1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

  2. Написать сочинение-рассуждение «Почему герой забыл убрать мышеловку?»

Приложение №1.

Однажды зимним вечером я сидел в Переделкине у телевизора. Вдруг из-под дивана вышла мышь и уселась у моей ноги.

Я закричал с отвращением, и она исчезла под диваном.

Покой рухнул. Я вспомнил прошлогоднее нашествие мышей: как я, забросив все дела, расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зёрна, выбрасывал на снег серые трупики, прятал пищу, брезговал к ней прикасаться…. А они продолжали бесчинствовать. Их становилось всё больше и больше. Они вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет божий…

Так продолжалось с месяц. Я выдохся, опустил руки. Вдруг они исчезли. Специалисты объяснили, что это был какой-то специфический мышиный год.

И вот теперь снова?

Я замер на диване, и она появилась снова и уселась у моей ноги. Я шевельнул ногой – она исчезла. Страх и отвращение бушевали во мне.

Я вытащил из чулана мышеловку, зарядил её и поставил в тёмном углу. Покоя снова не было.

Я плохо спал. Весь следующий день она не появлялась. Но вечером, едва я уселся перед телевизором, она возникла. Она сидела у моей ноги, спиной ко мне, и, не отрываясь, глядела на экран. Я шевельнул ногой – она нехотя удалилась. Я замер – она вышла из-под дивана и уселась на прежнее место.

Странно, но я уже не испытывал отвращения. Напротив, какой-то интерес, какое-то ненавязчивое любопытство проснулось во мне. Чего она хочет?

Я наклонился, чтобы к ней присмотреться, но она исчезла.

В течение следующих дней всё совершалось по уже установившемуся распорядку. Я постепенно разглядел её. Она была хороша! Вдруг я понял, что она хороша! Я видел её маленькие сверкающие чёрные глазки и изысканную мордочку, и светло-серую шубку, и выразительный хвостик крендельком. Она привыкла. Она постепенно перестала исчезать под диваном, а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону, стоило мне пошевелиться.

Я положил на пол кусочек печенья. Она его с аппетитом погрызла, утёрлась лапкой и вновь уставилась на экран.

Прошёл месяц. Чего только не испробовала она, чем только не лакомилась: и печеньем, и салом, и колбаской… Я привык к ней, мало того – привязался. Теперь было бы странно смотреть телевизор в прежнем одиночестве. Не знаю, чем она занималась днём, но вечером зажигался экран – и она тотчас усаживалась перед ним. Мне было хорошо! Я даже перестал вспоминать прошлогоднюю стаю серых животных, эту беснующуюся толпу.

Я вообще не любитель толп. Слава Богу, что у меня в доме они отбушевали. И это маленькое изящное существо в светло-серой шубке тоже, видно, склонно к уединению и вряд ли тоскует по своим суматошным соплеменникам…

Днём я, как всегда, работал за своим столом. Зимой темнеет рано. Я подумал, что скоро включу телевизор, и мы усядемся с нею…

Вдруг в углу что-то громко щёлкнуло…

Присмотрелся – а это сработала мышеловка, о которой я успел позабыть! Кинулся к ней – а там моя мышка»…

Как-то у меня сидели друзья. Я рассказал им эту историю. Все удручённо замолкли. Лишь Фазиль вскрикнул: «Неужели насмерть?»

Приложение №2.

Таблица №1. (2 группа)

Задание: выпишите слова, словосочетания, характеризующие состояние, чувства рассказчика в каждой части.

Таблица №1.

Отношение героя к мышам

Поведение мышиной толпы

  1. Таблица №2. (3 группа)

Задание: выпишите слова, словосочетания, характеризующие состояние, чувства рассказчика в каждой части.

Таблица №2.

Отношение героя к мышке

Поведение мышки

Приложение №3.

Аннотация.

Урок литературы проведен с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Включает в себя стадию вызова, стадию осмысления содержания и стадию рефлексии.

Урок начитается с прослушивания учащимися стихотворения о любви к братьям нашим меньшим, сведений о писателе, которые позволяют им угадать его имя. Это настраивает учащихся на работу, вызывает интерес к теме урока.

Стадия вызова включает в себя составление кластера на тему «мышка». Этот приём предполагает вызов у учащихся имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Предоставление возможности учащимся самим проанализировать то, что они уже знают по теме, создаёт дополнительный смысл для формирования ими собственных целей – мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова. Другой задачей этой стадии является активизация учеников. Отдельные школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дожидаться момента, когда предложенную задачу решат другие. Очень важно, чтобы каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью активизацию собственного опыта

Стадия осмысления рассчитана на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное знакомство с текстом рассказа. Учитель на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в её ясном и привлекательном изложении.

Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета позволяет очень внимательно разобрать психологические мотивы поступка героя-рассказчика, знакомят с внутренними его переживаниями, Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

На стадии рефлексии учащимся выполняют творческие (синквейн), практические задания (заполнение таблиц, составление плана) на основе знакомства с содержанием рассказа Б.Ш.Окуджавы «Мышка». Работа на стадии осмысления содержания индивидуальна(синквейн) и коллективна (работа в группах при заполнении таблиц). В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Использованная литература.

    1. Б.Ш.Окуджава. Рассказ «Мышка»

    2. Висленко Л.П. Метод проекта при чтении произведений современной литературы.

17

kopilkaurokov.ru

Булат Окуджава и Никитины – смотреть видео онлайн в Моем Мире

","videoIsOwner" : true,"canAdd": false,"showPauseRoll": "0","flashEnabled": "0","comscore": "1","enableReconnect": "1","trashClusters": "","trashClustersPreroll": "","enableDash": "1","dashFilter": "{duration:1}","dashRejectAgents": "Trident/,Edge/,Tizen","allowEmailInUrl": "0","reRequestOverlay": "1","showLastOverlay": "0","customOverlayShowPolicy": "{\"empty\":\"all\",\"exclude_domain\":\"go.mail.ru,kino.mail.ru,tv.mail.ru,newyear.mail.ru\"}","externalAdvConfig": "{\"enabled\":\"1\",\"unauth\":\"1\",\"excludedDomains\":\"kino.mail.ru,auto.mail.ru,tv.mail.ru\",\"onPlay\":\"0\",\"onInit\":\"1\",\"onOverlay\":\"1\",\"internal\":\"1\"}","mpegDashDebug": "1","dashBufferTime": "15","webRTCCdn": "all","overlayStartTime": "2","overlayCheckBlack": "3600","videoUseCredentials": "0","pauseBackscreen": "1","trashPrerollSkipTime": "5","relatedLimit": 40,"fromBackscreenAutoplay": 0,"mrcuCookie":"","rbRegion":"70","metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/416513807968371461","time": "","flash": {"video": {"swfurl": "https://my2.imgsmail.ru/r/video2/uvpv3.swf?60","width": "","height": ""},"videoplayer": {"movieSrc": "/inbox/m200800/637/773","host": "content.video.my.mail.ru","contentHost": "content.video.my.mail.ru","likeconfigid": "like-96977178-video-773"}},"locales": {"advRemaining": "This ad can be skipped in sec.","advSkip": "Skip ad","advertisement": "Advertising","videoAddedToAlbum": "Added to album ","defaultAlbumName": "No name"},"backscreen": {"locales": {"addVideo": "+ Save to my page","next": "Следующее"}},"videoControls": {"cssVideoRetinaVersion": "","videoSwfurl" : "https://my2.imgsmail.ru/r/video2/uvpv3.swf?60","likeEnable": false,"locales": {"quality": "Качество:","notSupport": "Video playback is not supported in your browser","copyLink": "Copy link","copyFrameLink": "Copy link to the current frame","copyEmbedCode": "Copy code to clipboard","linkCopied": "Link copied","qualityList": {"full_hd": "1080p","hd": "720p","md2": "480p","md1": "360p","sd": "240p"},"bubbleLinkHeader": "You can copy this code to your page","linkToVideo": "Video URL","useOldCode": "Use the old code","unsupportMobileDevice": "Not supported on mobile devices","html": "HTML","bbCode": "BB-code","like": "Like","link": "Link","share": "Share"}},"videoErrors": {"liteLoadingError": "Error loading data","mediaErrAborted": "Playback error","mediaErrNetwork": "Connection error","mediaErrDecode": "The video file is damaged or not supported by the codec","mediaErrSrcNotSupported": "This format is not supported by your browser","accessError": "Private video"}},"videoTop": [{"id": "21799","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21799","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025369"},{"id": "21789","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21789","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025379"},{"id": "21819","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21819","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025349"},{"id": "21800","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21800","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025368"},{"id": "21807","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21807","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025361"},{"id": "21795","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21795","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025373"},{"id": "21796","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21796","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025372"},{"id": "21806","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21806","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025362"},{"id": "21805","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21805","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025363"},{"id": "21804","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21804","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025364"},{"id": "21798","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21798","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025370"},{"id": "21802","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21802","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025366"},{"id": "21797","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21797","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025371"},{"id": "21790","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21790","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025378"},{"id": "21791","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21791","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025377"},{"id": "21792","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21792","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025376"},{"id": "21793","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21793","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025375"},{"id": "21794","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21794","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025374"},{"id": "21801","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21801","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025367"},{"id": "21803","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21803","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025365"},{"id": "21808","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21808","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025360"},{"id": "21809","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21809","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025359"},{"id": "21810","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21810","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025358"},{"id": "21811","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21811","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025357"},{"id": "21812","album": "alltop","email": "topclips","dir": "/v/topclips/","isCommunity": "1","isVideoChannel": "1","externalId": "/v/topclips/alltop/21812","userId": "-3689058","isLikeable": "1","isLegal": false,"metaUrl": "https://my.mail.ru/+/video/meta/-15844383463025356"}],"isOwner": false,"isCanView": true,"isCanWriteComments": false,"isScrollRightColumn": true,"isLegal": false,"relatedDeep": "","comments": {"item": {"locales": {"answer": "Reply","replyFor": "for","more": "more","delete": "Delete comment","complaint": "Report spam","complained": "Complaint submitted"}},"locales": {"more": "More","comments": {"one": "комментарий","two": "комментария","five": "комментариев"}}},"timeoutPlayerInit": 1,"isHideVideoStream": false,"autoPlay": {"isEnable": true,"timeout": "2000"}} Мышка Норушка 72 27.04.2009

Like

VKontakte Odnoklassniki

Когда впервые на горнолыжном подъёмнике) Супер топ 103 335 19.02.2018 Пёс и суслик) Супер топ 35 471 19.02.2018 Вот это автопаркинг) Супер топ 13 693 19.02.2018 Задуло) Супер топ 14 668 19.02.2018 С покупкой)))) Супер топ 9 813 19.02.2018 Не по силам)))) Супер топ 7 672 19.02.2018 Мой телефон) Супер топ 8 181 19.02.2018 Разыиграл мать) Супер топ 4 434 19.02.2018 Они не хотели покупать будку) Супер топ 4 778 19.02.2018 Растяжка ударяет по ушам) Супер топ 5 788 19.02.2018 Когда увидел красивую девчонку на тусе) Супер топ 4 278 19.02.2018 Столб вырос из неоткуда) Супер топ 4 454 19.02.2018 Когда дочка балерина) Супер топ 3 562 19.02.2018 Родился и уже недовольный) Супер топ 2 724 19.02.2018 Увели собак с дороги) Супер топ 2 728 19.02.2018 Пролетая над джакузи) Супер топ 3 317 19.02.2018 Понаставили знаков) Супер топ 3 300 19.02.2018 Нууу, почти) Супер топ 2 852 19.02.2018 Экстремал) Супер топ 2 577 19.02.2018 Нууу, почти[2]) Супер топ 2 950 19.02.2018

Like

VKontakte Odnoklassniki

Поцеловал змею) Супер топ 2 521 19.02.2018 Самые невероятные лимузины Супер топ 686 19.02.2018 Конкурс журналов в детском саду Супер топ 917 19.02.2018 Ты где? Супер топ 1 615 19.02.2018 Горы Супер топ 1 017 19.02.2018

my.mail.ru

Конспект урока литературы в 11 классе "Б.Ш.Окуджава Рассказ "Мышка"

Скачать файл

Урок литературы в 11 классе

Тема: «Литература последнего пятнадцатилетия. Анализ рассказа Б.Ш. Окуджава «Мышка»

ФИО: Лубковская Марина Геннадьевна

Образовательное учреждение: МБОУ «Струковская СОШ»

Должность: учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж: 32 года

Квалификационная категория: высшая

Учебно-методический комплект: учебник по литературе в 2-х

частях. Автор-составитель: В.П.Журавлёв. Издание: 17-е изд. –

М.: Просвещение, 2012.

Образовательная область: литература

Класс: 11

Тип урока: анализ рассказа

Место урока в учебной программе: заключительные уроки по теме: «Нравственные уроки современной литературы»

Тема урока: «Литература последнего пятнадцатилетия. Анализ рассказа Б.Ш. Окуджава «Мышка».

Цель урока: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации, способность принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению)

Задачи урока:

  1. познавательные: познакомиться с содержанием рассказа Б.Ш.Окуджава «Мышка», выявить своеобразие писательского мастерства, художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка, определить их роль в произведении;

  • ценностно-ориентированные: формировать собственное отношение к творчеству Б.Ш.Окуджавы, анализировать формы выражения авторской позиции;

  • коммуникативные: развивать умение высказывать свою точку зрения, вести диалог на уроке;

  • личностные: проявлять готовность к саморазвитию.

  • эстетические: проявлять сочувствие, умение сопереживать.

  1. метапредметные:

  • познавательные: обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в тексте, реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, конструируя собственные знания;

  • регулятивные: понимать учебные задачи урока, оценивать свою деятельность на уроке;

  • коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, уметь с уважением принимать другую точку зрения.

Оборудование к уроку: распечатанный текст рассказа

Б.Ш. Окуджавы «Мышка», таблица №1, №2 к уроку, кластер на доске, портрет поэта, презентация к уроку.

План урока

  1. Орг.момент.(3 минуты)

  2. Стадия вызова. Приём «Ассоциация» (3 минуты)

  3. Стадия осмысления. Работа с художественным текстом.

(11 минут)

ФИЗМИНУТКА (1 минута)

4. Стадия рефлексии.

Чтение текста самостоятельно. Групповая работа. (9 минут)

5. Выступления учащихся по группам. (9 минут)

Самооценка выступлений. (1 минута)

6. Написание синквейнов. (5 минут)

7. Итог урока.(2 минуты)

8.Задание на дом. (на выбор) (1 минута)

«…Всё хочет жить, и нету прав других…»

Булат Окуджава

Ход урока

  1. Орг.момент. (3 минуты)

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Наш сегодняшний урок литературы мне хочется начать вот с такого стихотворения.

Не забывайте братьев наших меньших,

Укройте их от холода, дождя,

Заботой, добротой своей согрейте,

Они поймут, за всё благодаря.

Язык их прост, а взгляд надежды полон,

Тепло души отдайте щедро им,

Ваше добро они навек запомнят,

Да будет всяк любовию храним.

— Попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? (ответы учащихся)

— Сегодня мы прочитаем рассказ писателя, который родился в Москве, на Арбате в 1924 году. По происхождению он грузин, москвич. Родным языком считал русский язык. Три года прожил в Нижнем Тагиле, куда переехал его семья. В 1937 году его отца расстреляли, а мать посадили в тюрьму, как жену врага народа. Вместе с братом вернулся в Москву к бабушке, учился в школе. После 9 класса в 17 лет ушёл добровольцем на фронт. Воевал. Был рядовым, миномётчиком. Остался жив. После войны учился в Тбилисском университете на филологическом факультете. Затем некоторое время работал учителем в деревенской школе Калужской области. Преподавал русский язык и литературу. И писал стихи. Сначала к своему увлечению относился несерьёзно. Затем стал публиковаться в Калужской областной газете. После смерти Сталина вернулся в Москву. Год ничего не писал. Но потом вновь стал писать стихи и петь их под собственный аккомпанемент. Так начались песни.

— Как вы думаете, кто это?

— Он написал «Песню про Лёньку Королёва», «Бери шинель, пошли домой», «Арбат, мой Арбат»

— Верно. Это Булат Шалвович Окуджава, поэт, писатель, потомственный москвич, талантливый поэт и писатель. Слайд №2.

— А что вы знаете об этом человеке? (выслушиваю всех желающих)

— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Б.Ш. Окуджава «Мышка».

  1. Стадия вызова. Приём «Ассоциация» (3 минуты)

— Как вы думаете, о ком или о чём этот рассказ? Почему он назван «Мышка»? Кто будет героем рассказа? Что произойдёт в рассказе? Как будут развиваться события? Чем закончится рассказ?

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «мышка»?

(кластер составляем на доске и в тетрадях)

— Какие чувства вызывает у нас мышка? (неприятные)

  1. Стадия осмысления. Работа с художественным текстом.

(11 минут)

(Сопровождается презентацией)

Стратегия «Чтение с остановками».

1. Чтение учителем текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.

(Слайд №3)

Однажды зимним вечером я сидел в Переделкине у телевизора. Вдруг из-под дивана вышла мышь и уселась у моей ноги.

(Первая остановка).

— Где происходили события, о которых рассказывает автор? Когда?

— Чем занимался герой рассказа, прежде чем увидел возле дивана мышь?

— Что будет дальше и почему?

Слайд №4)

Я закричал с отвращением, и она исчезла под диваном.

Покой рухнул. Я вспомнил прошлогоднее нашествие мышей: как я, забросив все дела, расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зёрна, выбрасывал на снег серые трупики, прятал пищу, брезговал к ней прикасаться…. А они продолжали бесчинствовать. Их становилось всё больше и больше. Они вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет божий…

Так продолжалось с месяц. Я выдохся, опустил руки. Вдруг они исчезли. Специалисты объяснили, что это был какой-то специфический мышиный год.

И вот теперь снова? (Слайд №5)

Я замер на диване, и она появилась снова и уселась у моей ноги. Я шевельнул ногой – она исчезла. Страх и отвращение бушевали во мне.

(Вторая остановка).

— Почему герой рассказа закричал, увидев мышку?

— Как герой боролся с нашествием мышей?

— Какие слова рассказчика позволяют нам понять отношение героя к данным животным?

-Что будет дальше? Почему?

Я вытащил из чулана мышеловку, зарядил её и поставил в тёмном углу. Покоя снова не было.

Я плохо спал. Весь следующий день она не появлялась. Но вечером, едва я уселся перед телевизором, она возникла. Она сидела у моей ноги, спиной ко мне, и, не отрываясь, глядела на экран. Я шевельнул ногой – она нехотя удалилась. Я замер – она вышла из-под дивана и уселась на прежнее место.

Странно, но я уже не испытывал отвращения. Напротив, какой-то интерес, какое-то ненавязчивое любопытство проснулось во мне. Чего она хочет?

(Третья остановка).

— Почему мышка с такой настойчивостью выходила из-под дивана и усаживалась рядом с героем?

— Что ощущает автор рассказа теперь?

— Почему изменилось отношение героя?

(Она не боялась человека. Её любопытство было сильнее страха перед человеком. Её очень привлекал телевизор. Она уже не казалась рассказчику противной. Она была одна. Он увидел в ней индивидуальность и т.д.)

— Что будет дальше и почему?

Я наклонился, чтобы к ней присмотреться, но она исчезла.

(Четвёртая остановка).

— Почему герой хотел рассмотреть мышку?

(Она его заинтересовала. Его удивило её поведение. Ему хотелось узнать, почему она каждый раз выходила тогда, когда герой включал телевизор и т.д.)

Что будет дальше? Почему?

В течение следующих дней всё совершалось по уже установившемуся распорядку. Я постепенно разглядел её. Она была хороша! Вдруг я понял, что она хороша! Я видел её маленькие сверкающие чёрные глазки и изысканную мордочку, и светло-серую шубку, и выразительный хвостик крендельком. Она привыкла. Она постепенно перестала исчезать под диваном, а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону, стоило мне пошевелиться.

Я положил на пол кусочек печенья. Она его с аппетитом погрызла, утёрлась лапкой и вновь уставилась на экран.

Прошёл месяц. Чего только не испробовала она, чем только не лакомилась: и печеньем, и салом, и колбаской… Я привык к ней, мало того – привязался. Теперь было бы странно смотреть телевизор в прежнем одиночестве. Не знаю, чем она занималась днём, но вечером зажигался экран – и она тотчас усаживалась перед ним. Мне было хорошо! Я даже перестал вспоминать прошлогоднюю стаю серых животных, эту беснующуюся толпу.

Я вообще не любитель толп. Слава Богу, что у меня в доме они отбушевали. И это маленькое изящное существо в светло-серой шубке тоже, видно, склонно к уединению и вряд ли тоскует по своим суматошным соплеменникам…

(Пятая остановка)

— Какой теперь кажется мышка рассказчику? Как он описывает её внешность? Почему? Как вела себя мышка? Как рассказчик стал относиться к странной гостье?

— Почему герою было хорошо?

(Он не чувствовал себя одиноким. У него появился друг. Мышка оказалась очень деликатной. Им обоим нравилось уединение).

Что будет дальше и почему?

Днём я, как всегда, работал за своим столом. Зимой темнеет рано. Я подумал, что скоро включу телевизор, и мы усядемся с нею…

Вдруг в углу что-то громко щёлкнуло…

(Шестая остановка)

— Чем занимался рассказчик в этот зимний вечер? О чём он думал? Что отвлекло его внимание? Догадался ли он, откуда раздался этот странный звук?

Что будет дальше и почему?

Присмотрелся – а это сработала мышеловка, о которой я успел позабыть! Кинулся к ней – а там моя мышка»…

— Как вы думаете, чем закончится рассказ?

— Оправдались ли ваши читательские прогнозы?

— Закончен ли рассказ?

— Почему вы так думаете?

— Как вы думаете, каким (если он есть) будет финал рассказа?

(ответы учащихся)

Читаю заключительные строки рассказа после ответов учащихся.

Как-то у меня сидели друзья. Я рассказал им эту историю. Все удручённо замолкли. Лишь Фазиль вскрикнул: «Неужели насмерть?»

— Что означает фраза «Неужели насмерть?»

— Почему герой забыл убрать мышеловку?

— Виноват ли рассказчик в гибели мышки?

— Чувствует ли он свою вину?

-Как вы думаете, почему на вопрос Фазиля герой ничего не ответил?

(ответы учащихся)

ФИЗМИНУТКА. (1 минута)

Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения

  1. «День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.

  2. «Сережки» Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами).

  1. Стадия рефлексии.

1.Чтение текста самостоятельно. Групповая работа. (9 минут)

(У учащихся на партах распечатанный текст рассказа).

  1. Выделение смысловых частей рассказа, озаглавливание их. (1 группа)

№ п/п смысловой части

событие

Чувства героя

1. Однажды зимним вечером….

Появилась мышь.

отвращение

2. Покой рухнул.

Нашествие мышей.

растерянность, страх, брезгливость

3. Покоя не было, вытащил мышеловку.

Мышь появилась снова.

интерес, ненавязчивое любопытство

4. Я наклонился, чтобы к ней присмотреться.

Она исчезла.

удивление, заинтересованность

5. Я постепенно разглядел её…

Она была хороша!

восхищение, привязанность, нежность

6. Днём я, как всегда, работал за своим столом…

Вдруг в углу что-то громко щёлкнуло…

недоумение, испуг

7. Присмотрелся, а это мышеловка…

Кинулся к ней- а там моя мышка…

Горечь утраты, настоящее горе, тоска по полюбившемуся живому существу

  1. Заполнение таблицы №1. (2 группа)

Задание: выпишите слова, словосочетания, характеризующие состояние, чувства рассказчика в каждой части.

Таблица №1.

Отношение героя к мышам

Поведение мышиной толпы

  1. Заполнение таблицы №2. (3 группа)

Задание: выпишите слова, словосочетания, характеризующие состояние, чувства рассказчика в каждой части.

Таблица №2.

Отношение героя к мышке

Поведение мышки

(смотреть образец таблицы№1 и №2)

Образец таблицы

Таблица №1 Таблица №2.

Отношение героя к мышам

Поведение мышиной толпы

Отношение героя к мышке

Поведение мышки

Закричал с отвращением,

расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зёрна, выбрасывал на снег серые трупики, прятал пищу, брезговал к ней прикасаться

Вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет божий.

Я уже не испытывал отвращения, какой-то интерес, ненавязчивое любопытство проснулось во мне;

Я привык к ней, мало того – привязался.

Мне было хорошо!

Это маленькое изящное существо…

Вышла… и уселась у моей ноги; она появилась снова и уселась у моей ноги; она исчезла; она возникла; она сидела спиной ко мне и не отрываясь смотрела на экран; она нехотя удалилась; вышла из-под дивана и уселась на прежнее место; постепенно перестала исчезать под диваном , а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону; с аппетитом погрызла, утёрлась лапкой и вновь уставилась на экран.

2. Выступления учащихся по группам. (9 минут)

(Учащиеся 2 и 3 групп готовят вопросы учащимся 1 группы)

Вопросы к 1 группе:

Что вы можете сказать о чувствах рассказчика? Почему они менялись с развитием действия?

— Почему вначале герой испытывал чувство отвращения, брезгливости к зверьку? (он помнил прошлогоднее нашествие; это ответная реакция на агрессию)

— Что стало причиной изменившегося отношения героя к мышке?

(мышка оказалась деликатной, чуткой и любознательной; она повела себя не так, как обычно ведут себя эти особи; она удивила рассказчика, вызвала интерес и восхищение, а потом искреннюю симпатию и привязанность)

3. Выступление учащихся 2 группы. (Таблица №2)

4. Выступление учащихся 3 группы.(Таблица №3)

Самооценка выступлений. (1 минута)

5. Написание синквейнов. (5 минут)

Мышка

скромная, незаметная.

Появляется, не боится, интересуется.

Совсем не такая, как все.

Индивидуальность.

Автор

растерянный, несчастный.

Борется, ненавидит, удивляется.

Надеется на скорую встречу.

Одиночество.

Мышка-одиночка

любознательная, смелая.

Смотрит, не мешает, думает.

О чем-то мечтает.

Личность.

VI. Итог урока.(2 минуты)

Вывод: О чём же этот рассказ?

( о взаимной симпатии человека и обыкновенной серой мышки; о том, как два совершенно разных существа стали друг другу дороги; о том, что мы в ответ за тех, кого приручили)

— Для чего Б.Ш.Окуджава написал этот рассказ?

VII. Заключительное слово учителя.»

Б.Ш Окуджава удивительный человек. Пройдя войну, испытав много горя и несправедливости на своём веку, этот удивительный человек, композитор, поэт сумел сохранить в своём сердце теплоту и человеческое сострадание ко всему живому на земле.

  1. Задание на дом. (на выбор) (1 минута)

  1. Написать сочинение-размышление на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили!?.

(выбрать один знак препинания в конце названия темы)

  1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

  2. Написать сочинение-рассуждение «Почему герой забыл убрать мышеловку?»

Приложение №1.

Однажды зимним вечером я сидел в Переделкине у телевизора. Вдруг из-под дивана вышла мышь и уселась у моей ноги.

Я закричал с отвращением, и она исчезла под диваном.

Покой рухнул. Я вспомнил прошлогоднее нашествие мышей: как я, забросив все дела, расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зёрна, выбрасывал на снег серые трупики, прятал пищу, брезговал к ней прикасаться…. А они продолжали бесчинствовать. Их становилось всё больше и больше. Они вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет божий…

Так продолжалось с месяц. Я выдохся, опустил руки. Вдруг они исчезли. Специалисты объяснили, что это был какой-то специфический мышиный год.

И вот теперь снова?

Я замер на диване, и она появилась снова и уселась у моей ноги. Я шевельнул ногой – она исчезла. Страх и отвращение бушевали во мне.

Я вытащил из чулана мышеловку, зарядил её и поставил в тёмном углу. Покоя снова не было.

Я плохо спал. Весь следующий день она не появлялась. Но вечером, едва я уселся перед телевизором, она возникла. Она сидела у моей ноги, спиной ко мне, и, не отрываясь, глядела на экран. Я шевельнул ногой – она нехотя удалилась. Я замер – она вышла из-под дивана и уселась на прежнее место.

Странно, но я уже не испытывал отвращения. Напротив, какой-то интерес, какое-то ненавязчивое любопытство проснулось во мне. Чего она хочет?

Я наклонился, чтобы к ней присмотреться, но она исчезла.

В течение следующих дней всё совершалось по уже установившемуся распорядку. Я постепенно разглядел её. Она была хороша! Вдруг я понял, что она хороша! Я видел её маленькие сверкающие чёрные глазки и изысканную мордочку, и светло-серую шубку, и выразительный хвостик крендельком. Она привыкла. Она постепенно перестала исчезать под диваном, а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону, стоило мне пошевелиться.

Я положил на пол кусочек печенья. Она его с аппетитом погрызла, утёрлась лапкой и вновь уставилась на экран.

Прошёл месяц. Чего только не испробовала она, чем только не лакомилась: и печеньем, и салом, и колбаской… Я привык к ней, мало того – привязался. Теперь было бы странно смотреть телевизор в прежнем одиночестве. Не знаю, чем она занималась днём, но вечером зажигался экран – и она тотчас усаживалась перед ним. Мне было хорошо! Я даже перестал вспоминать прошлогоднюю стаю серых животных, эту беснующуюся толпу.

Я вообще не любитель толп. Слава Богу, что у меня в доме они отбушевали. И это маленькое изящное существо в светло-серой шубке тоже, видно, склонно к уединению и вряд ли тоскует по своим суматошным соплеменникам…

Днём я, как всегда, работал за своим столом. Зимой темнеет рано. Я подумал, что скоро включу телевизор, и мы усядемся с нею…

Вдруг в углу что-то громко щёлкнуло…

Присмотрелся – а это сработала мышеловка, о которой я успел позабыть! Кинулся к ней – а там моя мышка»…

Как-то у меня сидели друзья. Я рассказал им эту историю. Все удручённо замолкли. Лишь Фазиль вскрикнул: «Неужели насмерть?»

Приложение №2.

Таблица №1. (2 группа)

Задание: выпишите слова, словосочетания, характеризующие состояние, чувства рассказчика в каждой части.

Таблица №1.

Отношение героя к мышам

Поведение мышиной толпы

  1. Таблица №2. (3 группа)

Задание: выпишите слова, словосочетания, характеризующие состояние, чувства рассказчика в каждой части.

Таблица №2.

Отношение героя к мышке

Поведение мышки

Приложение №3.

Аннотация.

Урок литературы проведен с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Включает в себя стадию вызова, стадию осмысления содержания и стадию рефлексии.

Урок начитается с прослушивания учащимися стихотворения о любви к братьям нашим меньшим, сведений о писателе, которые позволяют им угадать его имя. Это настраивает учащихся на работу, вызывает интерес к теме урока.

Стадия вызова включает в себя составление кластера на тему «мышка». Этот приём предполагает вызов у учащихся имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Предоставление возможности учащимся самим проанализировать то, что они уже знают по теме, создаёт дополнительный смысл для формирования ими собственных целей – мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова. Другой задачей этой стадии является активизация учеников. Отдельные школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дожидаться момента, когда предложенную задачу решат другие. Очень важно, чтобы каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью активизацию собственного опыта

Стадия осмысления рассчитана на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное знакомство с текстом рассказа. Учитель на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в её ясном и привлекательном изложении.

Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета позволяет очень внимательно разобрать психологические мотивы поступка героя-рассказчика, знакомят с внутренними его переживаниями, Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

На стадии рефлексии учащимся выполняют творческие (синквейн), практические задания (заполнение таблиц, составление плана) на основе знакомства с содержанием рассказа Б.Ш.Окуджавы «Мышка». Работа на стадии осмысления содержания индивидуальна(синквейн) и коллективна (работа в группах при заполнении таблиц). В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Использованная литература.

    1. Б.Ш.Окуджава. Рассказ «Мышка»

    2. Висленко Л.П. Метод проекта при чтении произведений современной литературы.

17

eduflex.ru

Окудjава мышка 01 | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 581 с углубленным изучением технологии Приморского района Санкт-Петербурга.

Составитель: учитель русского языка и литературы Бакаева Лариса Валентиновна.(2015-2016 учебный год)

Урок внеклассного чтения.«О грехах ведомых и неведомых»(Тема нравственной ответственности в литературе 1990-2000-х гг.по рассказу Б.Ш Окуджавы «Мышка»)

Задача: познакомить учащихся с творчеством современного писателя 90-ых годов Булата Шавеловича Окуджавы; вырабатывать навыки анализа текста.

Цели: дать понятие о нравственной ответственности в литературе, на примере рассказа Б.Ш. Окуджавы «Мышка»; расширить знания учеников о литературе 1990-2000 годов; прокомментировать рассказ.

Используемые УУД: Предметные: научиться пользоваться текстом. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, планируют в сотрудничестве необходимые действия и операции. Коммуникативные: ставят вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности.

Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Технологии: здоровье сбережения, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, сотрудничества.

Методические приёмы: самостоятельная работа с текстом, составление вопросов к тексту, составление фабульного плана рассказа и др.

Образовательные ресурсы: Интернет ресурсы.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.

Наглядно-демонстративный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Используемая литература:Окуджава Б. «Автобиографические анекдоты» // «Новый мир» 1997. - №1.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – Санкт-Петербург: Паритет, 2012.Храмцова Р. «Если не чур – то водить самому!». Урок по рассказу Прилепина З. «Белый квадрат» // Литература. – 2009. - №8.

Белокурова С.П., Друговейко-Должанская «Нравственный потенциал русской прозы» 1990 – 2010-е годы.

Ход урока.

Здравствуйте ребята, сядьте прямо, выровняйте спины и приготовьтесь внимательно слушать. Сегодня вам предлагается для прочтения рассказ, написанный представителем писательского поколения 90-ых, затрагивающего тему ответственности за тех, кто рядом с нами. У Булата Шаволовича Окуджавы (1924 – 1997), есть писательские «корни» - гуманистические традиции русской классической литературы.

1. Знакомство учащихся с текстом предлагаемого рассказа.

Комментарий учителя.

Послушайте рассказ Б. Окуджавы «Мышка». (текст рассказа раздаю учащимся, но без заключительных строк).

2. Комментированное чтение рассказа. Читаю текст.«Мышка».

Однажды зимним вечером я сидел в Переделкине у телевизора. Вдруг из-за дивана вышла мышь и уселась у моей ноги. Я закричал с отвращением. И она исчезла под диваном.

Покой рухнул. Я вспомнил прошлогоднее нашествие мышей: как я, забросив все дела, расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зёрна, прятал пищу, брезговал к ней прикасатьсяА они продолжали бесчинствовать. Их становилось всё больше и больше. Они вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет БожийТак продолжалось с месяц. Я выдохся, опустил руки. Вдруг они исчезли. Специалисты объяснили, что это был какой-то специфический мышиный год.И вот теперь снова?!Я замер на диване, а она уселась у моей ноги. Я шевельнул ногой – она исчезла. Страх и отвращение бушевали во мне. Я вытащил из чулана мышеловку, зарядил её и поставил в тёмном углу.Я плохо спал. Весь следующий день её не было. Но вечером, едва я уселся перед телевизором, она возникла. Она сидела спиной у моей ноги, не шевелясь глядела на экран. Я шевельнул ногой – она нехотя удалилась. Я замер – она вышла из-за дивана и снова уселась на прежнее место.Странно, но я уже не испытывал отвращения, напротив, какой-то интерес, какое-то ненавязчивое любопытство проснулось во мне. Чего она хочет?Я наклонился к ней, чтобы присмотреться, но она исчезла.В течение следующих дней всё свершилось уже по устоявшемуся распорядку. Я постепенно разглядел её. Она была хороша! Я увидел её маленькие сверкающие глазки, и изысканную мордочку, и светло-серую шубку, и выразительный хвостик крендельком. Она привыкла. Она перестала убегать под диван, а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону, стоило мне пошевелиться.Я положил на пол кусочек печенья. Она его с аппетитом погрызла, утёрлась лапкой и вновь уставилась на экран.Прошёл месяц, что только не испробовала она, чем только не лакомилась: и печеньем и салом и колбаской Я привык к ней, мало того – привязался. Теперь было бы странно смотреть телевизор в прежнем одиночестве. Не знаю, чем она занималась днём, но вечером зажигался экран, и она тотчас усаживалась перед ним. Мне было хорошо! Я даже перестал вспоминать прошлогоднюю стаю серых животных, эту беснующуюся толпу.Я вообще не любитель толп. Слава Богу, что хоть у меня в доме они отбушевали. И это маленькое изящное существо в светло-серой шубке тоже, видно, склонно к уединению и вряд ли тоскует по своим суматошным соплеменникамДнём я, как всегда, работал за своим столом. Зимой темнеет рано. Я подумал, что скоро включу телевизор и мы усядемся с нею вдвоёмВдруг в углу что-то громко щёлкнуло Присмотрелся – а это сработала мышеловка, о которой я успел позабыть! Кинулся к ней – а в ней моя мышка!..Как-то у меня сидели друзья. Я рассказал им эту историю. Все удручённо замолкли. Лишь Фазиль вскрикнул: «Неужели насмерть?!»

Для того, чтобы осмыслить услышанное, делаю паузу. Далее задаю вопросы по тексту.- Понравился ли вам рассказ? - Оправдались ли ваши читательские прогнозы? - Считаете ли вы рассказ законченным?- Как вы полагаете, каков финал рассказа? После этого читаю заключительные строки: «Как-то у меня сидели друзья. Ярассказал им эту историю. Все удручённо замолкли. Лишь Фазиль (Фазиль Искандер – современный русский писатель) вскрикнул: «Неужели насмерть?!»»

3. Анализ финала.

- Меняет ли финал восприятие рассказа?- Что добавляет финал к сложившимся представлениям о рассказчике?- Чем вызваны чувства героя?- А реакция Фазиля?- Почему выбран именно глагол вскрикнул?

4. Формулирование вопросов к тексту. Учащиеся делятся на две группы: 1-ая – текстологи; 2-ая - художники.

Далее предлагаю текстологам сформулировать и записать вопросы, помогающие раскрыть авторский замысел. Художникам – нарисовать рисунки к тексту.

Задание 1- На какие вопросы, связанные с рассказом, вы хотели бы получить ответы? Запишите их в таблицу:

ВопросОтвет

1. Какова тема рассказа?О чём он.

2. Одинаковы ли чувства рассказчика в начале, в середине, конце рассказа?

3. Закономерна или неожиданна ответная реакция рассказчика на поведение «мышиной толпы»? А на поведение мышки?Такие реакции – жизненная закономерность.Индивидуальные человеческие проявления.

4. Почему рассказчик забыл убрать мышеловку?

5. Работа с текстом.

Задание 2

Составьте фабульный план рассказа. Выделите смысловые части, дайте им заголовки, используя цитаты из текста. Запишите напротив заглавий частей рассказа, как вы определили бы состояние, чувства рассказчика в каждой из частей:

№ п/пЗаголовки в виде цитатСмысловые частиЧувства рассказчика

1«Однажды зимним вечером»появление мышиОтвращение и растерянность

2«Мышиное нашествие»воспоминания о «мышином годе»Вернувшаяся ненависть к мышам

3«Покоя снова не было»герой «зарядил мышеловку»Герой лишился покоя и творческого уединения

4«Она была хороша!»«портрет» мышкиУдивление поведением мышки-одиночки, любопытство, привязанность

5И. т. д.

В конце рассказа – подлинное горе и опустошённость, какие бывают после утраты близкого существа

Физкультминутка для глаз (предлагаемая физкультминутка в виде слайдов с картинками на разную тему. Слайды сменяют друг-друга под музыкальное сопровождение).

Задание 3«Медленное (пристальное) чтение» (по методике Ю.М. Лотмана), внимание к авторскому слову, осмысление лексики, её эмоциональной окраски.Найдите в тексте авторские характеристики поведения мышиной толпы и мышки:

Поведение мышиной толпы: прошлогоднее появление «стаи серых животных», «этой беснующейся толпы»Поведение мышки:Из-за дивана вышла мышь, нехотя удалилась, она уселась, она возникла, не шевелясь глядела на экран, зажигался экран и она тотчас усаживалась перед ним, медленно удалилась, она привыкла, чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону

Отношение героя к мышам: ответная агрессия, «зарядил мышеловку»Отношение героя к мышке: деликатность и тактичность, доброжелательность, привязанность, стремление приглядеться к тому, кто рядом с нами, увидеть чужую индивидуальность, признать право другого на жизнь, кем бы этот другой ни был.

После заполнения таблицы задаю вопрос:

- Закономерна или неожиданна ответная реакция рассказчика на первый тип поведения?- А на поведение мышки?- Такие реакции – это индивидуальные человеческие проявления или некая жизненная закономерность?

- Почему же герой забыл убрать мышеловку? Это главный вопрос, позволяющий обратиться к проблеме беспечности счастливого человека, эгоистичности счастья, порождающей безответное отношение к тем, «кого приручили».- Виноват ли герой в гибели любимого существа?- Ощущает ли он свою вину?

Чтобы ответить на эти вопросы, прошу ещё раз перечитать финальные строки рассказа «Мышка» и подумать: почему герой-рассказчик не отвечает на вопрос Фазиля?

7. Рефлексия

В заключении можно вернуться к другим вопросам, которые ещё остались, а значит, знакомство с автором может продолжиться.Обобщить свои впечатления от встречи с прозой Б. Окуджавы.

8. Итог занятия

Подводя итоги занятия предлагаю учащимся (9 класса) темы для небольшой письменной работы:«Я открыл(а) для себя автора, который».«Прочитав рассказ Б.Окуджавы «Мышка», я».«Почему рассказчик забыл убрать мышеловку?»

9, Выставка рисунков.

10. Завершаю работу над рассказом Б. Окуджавы чтением учащимися своих работ.

Сочинение:«Почему рассказчик забыл убрать мышеловку?» У людей много дурных привычек. Привычка быть равнодушным, любить себя и не замечать других Или убивать. И совсем не важна причина. Ненависть, отвращение, страх. Они заставляют вас расставлять мышеловки. Снова и снова. Окружить ими себя, свой дом, свой диван. Чтобы ни одна из этих тварей не подобралась к вам.А что если Если среди них вы найдёте родственную душу? Существо, понимающее вас? Оно будет сидеть возле вашего дивана и смотреть с вами телевизор. И вы забудете о мышеловках. И будете жить вместе с теперь уже родным существом. Вы полюбите его. Искренне, по-настоящему. Вы будете жить в забытьи своего умиротворённого счастья, своей тихой, неподдельной любви. Будете жить так до тех пор, пока до ваших ушей не долетит звук захлопнувшейся мышеловки, которую вы когда-то «зарядили», как ружьё, а потом забыли убрать. И только тогда вы поймёте, что произошлоСтоит прочитать рассказ Б. Окуджавы «Мышка», чтобы увидеть зарождение привязанности, доверия, в конце концов, любви в душе человека, привыкшего ненавидеть. Или, быть может, ради самой мышки, которая – согласно законам мира, созданного в стихах и рассказах писателя, - на самом деле есть не что иное, как олицетворение женщины. Помните: и останется снежная баба вдовой. Дети, будьте добры и внимательны к женщине» или «И создал муравей себе богиню По образу и духу своему». В мышке нельзя не увидеть что-то девическое, женственное, трогательное Окуджава рисует образ скромного и хрупкого существа, которое нельзя не полюбить. Прекрасного, нежного и такого родногоНо на страницы рассказа стоит заглянуть и для того, чтобы увидеть, что вечный человеческий эгоизм в одну секунду способен разрушить хрупкое душевное равновесие. Чтобы понять, как быстро счастье может быть разрушено. Разрушено человеческой невнимательностью и безответственностью. Ибо не только забвение заповедей, но и отказ от простого «Мы в ответе за тех, кого приручили» может стать причиной сердечной муки. Надолго»

Рязанцева П.

Сочинение«Прочитав рассказ Б. Окуджавы «Мышка», я».

Прочитав рассказ Булата Шавеловича Окуджавы «Мышка», я сразу же решил написать историю непосредственно случившуюся со мной. Итак, я отдыхал каждое лето у бабушки на даче в маленькой комнатке под крышей. В моём уютном уголке не было ничего достопримечательного – небольшое полукруглое окно, ужасно низкий потолок, старый скрипучий диван с выдвижным деревянным коробом для постельного белья, а прочей мебели лишь два предмета – деревянный стол и старый стул. Днём хозяином комнаты был кот, но как только наступала ночь – неизвестно откуда появлялась мышь и становилась хозяйкой, доставляя своей активной деятельностью мне страшное беспокойство. Она нагло бегала по подушке, забиралась на стол, но любимым местом её досуга был пустой короб для белья. Там она что-то грызла, таскала и катала до рассвета В конце концов, я не выдержал и «зарядил мышеловку», закрепив на кончик стального прутика маленький кусочек сала. Однако бессонные ночи продолжались. Не выдержав, я ушёл ночевать на сеновал и забыл обо всём, а вот бабушкин кот всё же сунул нос в мышеловку и прищемил его.Я думаю, что рассказчик забыл убрать мышеловку не случайно, в надежде, что туда попадётся одна из тех серых тварей, которые не дают спать по ночам, портят одежду, провода и пищу. В его случае жаль, что туда попала деликатная мышка, а в моём случае, к великому огорчению, попался избалованный сиамский кот!

(Бабич Сергей.)

11. Домашнее заданиеПредлагаю поразмышлять над жанром рассказа: рассказ входит в цикл под названием «Автобиографические анекдоты», мотивировать своё мнение.

Индивидуальное задание (даётся как предварительное). Найдите в разных словарях значение слова чур.

15

educontest.net


Смотрите также