Комплексы пальчиковой гимнастики для 1 мл.группы. Мышка мыла мылом лапки


РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК

Знает ли Ваш ребёнок, что у каждого пальчика есть своё имя? Наверняка это будет для него маленьким открытием! Найдите свободное время, уютно устройтесь с малышом на диване и приступайте к пальчиковой игре!

Для начала, — возьмите в свою ладонь его маленькую ручку, погладьте и помассируйте каждый пальчик сначала на правой, а затем на левой кисти, выразите восхищение их красотой и мягкостью. Не лишним будет пощекотать или поцеловать ладошку ребёнка. А теперь посчитайте вместе с ним пальчики и назовите каждый из них.

Наши пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы мы считать.

Пять на правой, пять на левой,

Знают это Таня с Севой.

Вместе будет их десяток

Дружных, крепеньких ребяток.

Дел у каждого, — сполна!

Мы дадим им имена.

Вот, — большой, или Большак.

Помогать он всем мастак!

Живёт отдельно от других.

Работать может за троих!

За ним стоит Указка.

Его конёк, — подсказка

Он нам без промедленья

Укажет путь к варенью.

Вот Середняк, иль средний,

Он третий, не последний.

Спокойный, очень сильный,

Как богатырь былинный.

Четвёртый, — Сиротинка,

Без имени детинка,

С напёрстком оловянным

Зовётся Безымянным.

А пятый, — коротышка,

Проказливый мальчишка

Шалун и привереда,

Мизинчик-непоседа!

Читая малышу это стихотворение, Вы, конечно же, не забывали показывать и даже слегка потряхивать каждый пальчик. Ребёнка это необыкновенно забавляет! С первого раза малыш вряд ли запомнит названия пальцев, а тем более текст стихотворения. Придётся возвращаться к этому неоднократно в течение нескольких недель.

Помимо этого, необходимо будет поупражняться в определении правой и левой руки. Маленькие дети их очень часто путают!

Пальчиковую игру можно подобрать на какие-то определённые звуки, или на лексическую тему («Времена года», «Животные», «Деревья» и т.д.). Из предложенных ниже стихотворных текстов родители и педагоги выбирают необходимый материал, разучивают его с ребёнком, а затем чтение стихотворения сопровождается соответствующей работой пальчиков. Движения пальцев ребёнку также необходимо сначала показать. Наибольшую трудность вызывает переключение движений. Каждой пальчиковой игре необходимо посвятить несколько занятий.

Деревья осенью

Летом деревья росли, зеленели. (Руки – «деревья».)

Осенью листья на них пожелтели. (Кисти рук – «падают».)

Стали деревья листья терять. (Поочерёдно пальцы прижимаются к ладони.)

Стали деревья листья ронять. (Пальцы по очереди стучат о крышку стола.)

Тихо ложится листок за листком. (Плавно кладём ладони на крышку стола.)

Скоро накроет листья снежком. (Одна ладонь накрывает другую.)

Ветер северный подул

Ветер северный подул: «С-с-с-с-…»

Все листья с липы сдул. («Дерево»).

Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Пальцы стучат по столешнице.)

Снег потом припорошил, (Движения кистей рук вперёд-назад.)

Одеялом их накрыл. (Ладони ложатся на столешницу.)

Угощенье гномов

Стали гномы гостей приглашать. (Манящие движения обеими руками.)

Стали гномы гостей угощать. (Несколько раз пожать руки: попеременно то правая, то левая рука сверху.)

Каждому гостю досталось варенье. (Указательный палец правой руки «намазывает» воображаемое варенье на пальцы левой руки: от основания до кончиков.)

Пальчики склеило то угощенье. (Последовательно, начиная с мизинчиков, соединить подушечки одноименных пальцев обеих рук.)

Крепко прижалась ладошка к ладошке, (Соответственно.)

Гости не могут взять даже ложки! (Взрослый проверяет, как сильно «склеились» ладошки малыша и тянет его за локотки в стороны.)

Мышка мыла лапку

Мышка мылом мыла лапку: (Имитация мытья рук.)

Каждый пальчик по порядку. (Отогнуть из кулачка по очереди все пальцы.)

Вот намылила Большой, (Соответственно.)

Сполоснув затем водой. (Встряхнуть кистями рук.)

Не забыла и Указку, (Потереть указательный палец.)

Смыв с него и пыль, и краску.

Средний мылила усердно, — (Соответственно.)

Самый грязный был, наверно!

Безымянный тёрла пастой: (Потереть щепотью указательный палец.)

Кожа сразу стала красной.

А Мизинчик быстро мыла: (Движения выполняются очень быстро.)

Очень он боялся мыла!

Птичий двор

На небе – зорюшка-заря.

Наши уточки: «Кря-кря!» (Кисть правой руки – головка уточки, она раскрывает клюв.

Наши гуси у пруда: «Га-га-га, га-га-га!» (Кисть левой руки – голова гуся, раскрывать «клюв».)

А курочка-тараторочка хохолок раздувает, (Клювик «курочки» — указательный и большой пальцы, остальные пальцы согнуты в форме гребешка.)

Своих деток созывает: «Куд-куда, куд-куда!» («Курочка» раскрывает «клюв».)

Вторит ей петушок: «Есть каши горшок! Ку-ка-реку!» (Гребешок у петушка – выпрямленные средний, безымянный палец и мизинчик.)

Заботливый брат

Пальчики- Ох! – вздохнул Большак, (Сжать кулаки, большие пальцы свободны, поднять их вверх.)

Устал! (Согнуть большие пальцы, положить их на кулачки.)

Много дров я накидал. (Постучать выпрямленными большими пальцами попеременно друг о друга.)

Эй! Указка! Просыпайся! (Большими пальцами постучать по указательным.)

Быстро в школу собирайся. (Указательные пальцы несколько раз, попеременно, цепляются друг за друга, словно крючочки.)

Этак можно всё проспать! (Положить ладошки на стол.)

Середняк, кончай зевать! (Приподнять над столом средние пальцы. Остальные лежат!)

Безымянный, марш во двор! (Приподнять над столом безымянные пальцы.)

Повалился наш забор. ( Перевернуть кисти рук и положить их тыльными сторонами на стол.)

Вам с Мизинчиком – чинить. (Снова перевернуть кисти ладошками вниз и приподнять мизинчики.)

Мне же кашу вам варить. (Все пальцы, кроме большого – в кулачки. Большие пальцы выпрямлены и совершают круговые движения в одну и в другую стороны.)

Наши пальцы

Пальцы дружно встали в ряд: (Ребёнок показывает кисти рук с выпрямленными вверх пальцами.)

Десять крепеньких ребят. (Сжать кулачки.)

Эти два – всему указки: (Показать два указательных пальца.)

Всё покажут без подсказки.

Пальцы два – середнячка,

Два здоровых бодрячка. ( Показать средние пальцы.)

Ну, а эти – безымянны, молчуны,

Подчас упрямы… (Показать безымянные пальцы.)

Два мизинца-коротышки:

Непоседы и плутишки. (Показать мизинцы.)

Пальцы главные средь них, -

Два больших и удалых. (Показать большие пальцы.)

Бойцы – молодцы

Пальцы наши – молодцы! (Раскрыть ладошки, растопырить пальцы.)

Удалые все бойцы. (Сжать пальцы в кулачки.)

(Положить обе руки ладонями вниз на стол. По мере дальнейшего чтения стихотворения, над крышкой стола приподнимаются соответствующие пальцы на обеих руках одновременно. Остальные пальцы при этом крепко прижать к поверхности столешницы.)

Два больших и крепких малых, (Приподнять большие пальцы.)

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца-храбреца. (Приподнять указательные пальцы.)

Два сметливых молодца. (Приподнять средние пальцы.)

Два героя безымянных. (Приподнять безымянные пальцы.)

Два мальца, весьма упрямых, — (Приподнять мизинчики.)

Встали, словно на парад! (Поставить ладони пальцами вверх на столе.)

Пальцы ровно держат ряд! (Вытянуть ровные пальчики.)

Мышка и кошка

Мышку кошка обижала. (Из пальцев правой руки – «мышка».)

Мышка в норку забежала. («Мышка» убегает в «норку», сделанную из пальцев левой руки.)

Погрозила кошке злой: (Погрозить указательным пальцем.)

«Разберусь ещё с тобой!

Станешь чистить свою шубку, (Кистевое движение правой рукой «Кошка умывается».)

Я с тобой сыграю шутку! (Похлопать в ладоши.)

Сброшу с полки банку с клеем. (Встряхнуть кистями обеих рук.)

Коготки твои я склею! (Согнуть пальцы, их подушечки касаются соответствующих бугорков на ладони.)

Долго будешь в душе мыться, (Потереть по очереди каждый палец на обеих руках.)

Но не сможешь ты отмыться!»

Мышки и пышки

МышкиДесять милых крошек-мышек (Правая и левая рука изображает «мышек».)

Захотели сдобных пышек. (Сложить кисти рук наподобие плюшки.)

Печь горячую открыли, (Кисть правой руки показывает, как открывается дверца печи.)

Сковородку ухватили, (Крепко сжать кулачки.)

Лапки все пообжигали. (Потрясти «обожжёнными лапками».)

В норку к маме побежали. (Пальчики «бегут» по крышке стола.)

Мама стала всех лечить, (Погладить каждый пальчик.)

Лапки в маслице мочить. (Каждый палец по очереди крепко прижимается к центру ладони противоположной руки.)

Пластырь клеить всем на ранки. (Указательный палец сначала правой, а затем левой руки поочерёдно «наклеивает пластырь» на внутреннюю поверхность пальцев противоположной руки: от основания до кончика.)

А потом давать баранки. (Из пальцев поочерёдно делать баранки – колечки.)

(Е.Г.Карельская)

Чехарда

чехардаУ кошки было пять котят. (Показать пять пальцев правой руки.)

А у гусыни пять гусят. (Показать пять пальцев на левой руке.)

Детишки резвые в саду

Сыграть решили в чехарду. (Кисти рук «перепрыгивают» одна через другую на столешнице.)

У гусят-то крылышки. (Кисти рук скрестить «крылышками»)

У котяток – лапки. (Мягкие, кошачьи движения кистями рук.)

На крылышках-то пёрышки, (Пошевелить прямыми пальцами на обеих руках.)

На лапочках – царапки! (Показать «цапки-царапки» на обеих руках.)

Пёрышки-то мягкие, лёгкие пушинки. (Погладить каждый пальчик.)

Коготки-то острые: больно ранят спинки. (Поскрести ноготками по столешнице.)

(Е.Г.Карельская)

Женины гости

гостиК Жене гости прибежали. (Пальцы правой руки «бегут» по столу.)

Все друг другу руки жали: (Рукопожатия. То правая, то левая рука сверху.)

— Здравствуй, Жора! (Здоровается большой и указательный пальцы на обеих руках.)

— Здравствуй, Жанна! (Здороваются большой и средний пальцы.)

— Рад, Серёжа! (Здороваются большой и безымянный пальцы.)

— Рад, Снежана! (Здороваются большой палец и мизинец.)

-Не хотите ль пирожок? (Из кистей обеих рук сложить «пирожок».)

Может, коржик? (Показать раскрытые ладошки.)

Иль рожок? (Изобразить «рожок» с помощью пальцев.)

Вот, драже вам на дорожку. (Постучать по раскрытой левой ладони по очереди всеми пальцами противоположной руки.)

Все берите понемножку. (Двумя пальцами правой руки: большим и указательным, потом – большим и средним, и – т.д. брать с левой ладошки «драже».)

С ручек все стряхните крошки (Энергично встряхнуть обеими кистями рук.)

И похлопайте в ладошки. (Соответственно.)

(Е.Г.Карельская)

Щука

ЩукаЩука хищная, зубастая, (Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки.)

Для лещей, плотвы опасная. («Щука» щёлкает «зубами» — пальцами.)

Ищет: чем бы поживиться? (Две ладони сложены «лодочкой». Руки совершают движения, напоминающие проход рыбы в воде.)

Кто-то там, в воде, резвится… (Помахать кистями рук, как хвостиками рыб.)

Чей-то рядом хвост мелькает. («Хвостики» — руки машут быстро.)

Хвать! Тут щука не зевает! («Пасть щуки» захлопывается.)

Но попалась на крючок. (Указательный палец изображает «крючок».)

Тащит щуку рыбачок. (Перебирать руками воображаемую леску, тащить «щуку» из воды.)

(Е.Г.Карельская)

Десять утят

утятаВстали как-то утром в ряд (Постепенно, начиная с большого, освободить пальцы из кулачков.)

Десять маленьких утят. (Из обеих рук – головки «утят».)

Посчитались. (Посчитать пальцы.)

Удивились, (Раскрыть «клювики» на обеих руках.)

На две группы разделились. (Руки в стороны, пальцы растопырить.)

Пёрышки почистили, (Сложенные щепотью пальцы правой руки гладят по очереди пальцы левой руки. Потом – наоборот.)

Головкой повертели, («Головки утят» — кисти рук энергично крутятся из стороны в сторону.)

Червячка склевали, (Хватательные движения «клювами» обеих рук.)

К речке побежали. (Указательный и средний пальцы на обеих руках «побежали» по столу.)

(Е.Г.Карельская)

Щели

Вот забор. (Пальцы правой руки плотно прижаты друг к другу.)

В заборе щели. (Растопырить пальцы.)

Пальцы в них пролезть хотели.

Сунул голову Большак. (Расположить большой палец левой руки между большим и указательным пальцем правой руки.)

Дальше не пройти никак! (Крепко зажать палец в этом положении.)

Вслед за ним застрял Указка. (Указательный палец левой руки расположить между указательным и средним пальцами правой.)

Середняк полез – напрасно! (Средний палец левой руки «застревает» между средним и безымянным пальцами правой.)

Безымянный – безуспешно! (Безымянный левой руки – между безымянным и мизинцем правой.)

Хоть один прошёл? Конечно!

Наш Мизинчик-коротышка

Непоседа и плутишка (Помахать свободным мизинцем на левой руке.)

Обошёл забор, и вот,

Во дворе братишек ждёт.

(Е.Г.Карельская)

Цыплята у бочки

цыплятаПять цыпляток, пять комочков, (Из пальцев рук «цыплёнок»: большой и указательный пальцы – «клювик», остальные пальчики – головка и гребёшок.)

Во дворе стоят у бочки. (Из сплетённых между собой пальцев обеих рук – «бочонок».)

Из щелей течёт водица. (Перебирая пальцами, опустить руки сверху вниз, изображая «струйки воды».)

Возле лужицы – цыплятки пьют. (Показать, как пьют цыплятки, раскрывая «клювики» — пальцы и запрокидывая «головку».)

У них озябли лапки. (Потрясти пальцами.)

Все поджали коготочки. (Прижать скрюченные пальцы к ладони.)

Побежали греться к квочке. («Пробежаться» двумя пальцами по столу.)

(Е.Г.Карельская)

Письмецо

письмоПолучили письмецо. (Ладошки сначала прижаты друг к другу. Затем их раскрыть, как книжку.)

И присели на крыльцо. (Ладони положить на крышку стола.)

В письмеце на каждой строчке (Всеми пальцами правой руки одновременно провести по крышке стола слева – направо.)

Точки, палочки, крючочки. (Нарисовать соответствующие значки на крышке стола указательным пальцем правой руки.)

Ухватились очень цепко. (Каждый палец правой руки цепляется за соответствующий палец левой руки. Получается «ракушка».)

Друг за друга взявшись крепко.

Мы расцепим те крючочки. (Расцепить пальцы, начиная с мизинцев.)

И прочтём письмо до точки. (Указательным пальцем правой руки провести по столешнице слева – направо, как бы читая строчку. В конце ставим «точку».)

(Е.Г.Карельская)

Овечки

овечки и пастухУ овечках на шубках — колечки. (Последовательно делаем «колечки» из пальцев обеих рук одновременно.)

Те овечки пасутся у речки. (Волнообразные движения кистями рук.)

Их пасут две собачки лохматые, (Кисти рук превращаются в «собачек».)

Что виляют хвостами мохнатыми. (Кистями рук помахать, как хвостиками.)

А пастух на пригорке у дерева (Руками изобразить контур горы, «дерево» — крона – пальцы рук.)

На свирели играет затейливо. (Игра на воображаемой свирели.)

Быстро бегают ловкие пальчики,

На поляне цветут одуванчики. (Обе руки – раскрывающиеся одуванчики.)

Колокольчик под ветром колышется, (Покачать из стороны в сторону опущенными кистями рук.)

Нам мелодия чудная слышится. (Кисть правой руки приложить к правому уху, прислушаться.)

(Е.Г.Карельская)

Черепаха

Черепаха- Здравствуй, черепаха! (Сжать кулачки.)

Вот тебе рубаха! (Накрыть кулачок ребенка своей рукой и слегка сжать.)

-У меня своя защита. (Покрутить сжатыми кулачками.)

Она прочно сшита! (Кулачки стучат друг о друга.)

— Вот тебе сапожки. (Взрослый щепотью своих пальцев гладит от основания до кончиков каждый пальчик на ручках малыша.)

Есть у тебя ножки? (Снова сжать кулачки.)

— У меня – лапки! (Раскрыть, растопырить пальцы на обеих руках.)

Они играют в прятки. (Снова крепко сжать кулачки.)

-А где твоя головка? (Высвободить и показать большие пальцы.)

— Спряталась ловко! (Большие пальцы снова убираются в кулак.)

(Е.Г.Карельская)

Жук и мак

Жук и макНа пригорке вырос мак. (Из пальцев левой руки сделать «бутон» цветка.)

Он склонил головку так. («Бутон» наклонить.)

По тугому стебельку (Локоть левой руки опирается на крышку стола.)

Жук ползёт: «Что там вверху?» (Левая рука – цветок. Локоть левой руки стоит на крышке стола. Правая кисть – «жук». Он ползёт по стеблю – левой руке.)

Вот дополз он до цветка. («Жук» — на «бутоне».)

Отогнул два лепестка. (Отогнуть правой рукой указательный и большой пальцы левой руки из «бутона».)

Внутрь забрался, поворчал. (Пальцы правой руки вложить в ладошку левой — «бутон».)

Круглый домик увидал. (Округлить сложенные щепотью пальцы левой руки – «коробочка мака».)

Лапкой в стенку постучал, (Постучать указательным пальцем правой руки по «коробочке».)

Но ответ не услыхал.

Облетели лепестки. (Правой /p styleСоответственноp align==nbsp; (/b/inbsp;nleftbsp; рукой отогнуть пальцы-«лепестки» на левой руке.)

Высох домик от жары. (Пальцы левой руки снова округлить, сложить «коробочку».)

Стал греметь, как погремушка. (Потрясти «коробочкой».)

Вот так славная игрушка!

(Е.Г.Карельская)

Улитка

УлиткаУлитка, улитка! (Сжатая в кулак рука «ползет» по столу.)

Высунь рога! (Указательный и средний пальцы выглядывают из кулака и быстро убираются.)

Дам пирога! (Показать раскрытые ладошки.)

— Мне не надо пирога! (Отрицательно помотать головой.)

Мне свобода дорога! (Повертеть сжатыми кулачками.)

Я ползу по дорожке. (Кулачки снова «ползут» по столу.)

Захочу, — высуну рожки! (Высвободить и выпрямить указательный и средние пальцы.)

А дотронешься слегка, — (Дотронуться до указательного и среднего пальца малыша.)

Убираю я рога! (Улитка снова прячет «рожки».)

(Е.Г.Карельская)

Пчелиный улей

Пчелиный улейЧто за дом-кубышка? (Сжимаем кулачки и делаем удивленное выражение лица.)

Кто живет там? Мышка? (Со всех сторон рассмотреть кулачок.)

Нет! Что вы, что вы! (Возмущенно помахать руками.)

Живут в том доме пчелы. (Потрясти кулачок, поднести его к уху, пожужжать.)

Пчелы летают. (Ладони скрестить в запястьях и помахать кистями рук, как крыльями. Пожужжать.)

Деток в домике считают: (Снова сжать кулачок на левой руке.)

Один, два, три, четыре, пять… (По одному освобождать пальцы из левого кулачка.)

Мы не будем им мешать. (Завести руки за спину, — «спрятать»).

Пчелки мед соберут, (Постучать указательным пальцем правой руки по подушечкам пальцев на левой руке.)

И Дашутке (Андрюше, Данюше и т.д.) дадут. (Указательным пальцем правой руки провести по каждому пальчику левой руки от основания до кончика.)

(Е.Г.Карельская)

Шапочки для гномов

Шапочки для гномовПять гномов спешили. (Пальцы правой руки «бегут» по столешнице.)

Им шапочки шили. (Движение правой кистью «Шьём иголкой».)

В одном ателье под сосной. (Из обеих рук – «дерево».)

Колючий портной, ворчливый такой, (Ладони соединены. Большие пальцы – нос, остальные – иголки ежа.)

Проворно работал иглой. (Движение «Шьём иголкой».)

И вот на примерку

Скользнули за дверку. («Дверь» открывается: кисти рук – распахнутые створки дверей.)

В тот дом, где заждался портной. («Домик» из рук.)

Пять милых и славных, пять гномов забавных,

Все двери закрыв за собой. («Дверь» закрывается.)

Портной по порядку дал каждому шапку. (Пальцы правой руки, сложенные щепотью, накрывают верхнюю фалангу каждого пальца на левой руке.)

Она оказалась большой!

И каждого гнома: того и другого,

Накрыла она с головой! (Каждый пальчик левой руки поместить в кулачок правой руки.)

(Е.Г.Карельская)

www.baby.ru

Пальчиковая гимнастика. Занятия с детьми раннего возраста.

Пальчиковая гимнастика.

Занятия с детьми раннего возраста.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующем эффектом. Регулярные упражнения с шарами, зажатыми в кисти руки, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».

Многие родители не знают, что потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие.

Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыш овладел простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самые простые упражнения – это изображение при помощи пальчиков различных фигурок:

  1. «Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

  2. «Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

  3. «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

  4. «Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.

  5. «Коза». Указательный и мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки:

  1. «Пальчики в лесу». 2. «Апельсин».

Раз, два, три, четыре, пять, Мы делили апельсин-

Вышли пальчики гулять. Много нас, а он один.

Этот пальчик гриб нашел, Эта долька – для кота,

Этот пальчик чистить стал, Эта долька – для ежа,

Этот резал, этот ел, Эта долька – для улитки,

Ну а этот все глядел. Эта долька – для чижа,

Ну, а волку – кожура!

В работе с детьми используется основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (т.е.количество упражнений и степень их сложности) варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Для начала занятий выбирают более простые упражнения:

  1. «Ты, утенок, не пищи, (Сжимание и разжимание пальцев рук).

Лучше маму поищи».

  1. «Водичка, водичка, (Выполнение движений в соответствии с текстом).

Умой мое личико..».

  1. «Замочек».

  2. «Заборчик».

  3. «Полетели птички, (Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимаем

Птички-невелички. и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха).

Сели птички. Посидели.

Опять полетели».

Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течение несколько минут. При этом не даются все упражнения сразу, начинают с одного, ежедневно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений. После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например, опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).

К середине учебного года переходим к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком по отдельности:

  1. «Этот пальчик – дедушка…».

  2. «Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы считать…».

  1. «Мышка мылом мыла лапку – (Массаж пальцев)

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой,

Не забыла и указку –

Смыв с нее и грязь и краску.

Средний мылила усердно –

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла.»

К концу учебного года можно детям предлагать уже такие упражнения, как:

  1. «Пальчики здороваются».

  2. «Повстречал ежонка еж…»

  3. «Зайка в норке».

  4. «Зайка и барабан».

Хотелось бы отметить, что мы не должны ограничиваться только пальчиковой гимнастикой. Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучи в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание карандаша.

Желаем Вам удачи в работе с вашими детьми!

УПРАЖНЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ТЕКСТОМ.

«Моя семья».

Вот дедушка, (Поочередно прогибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а

Вот бабушка, со слов: «А вот и вся семья» второй рукой охватывать кулачок.)

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

«Наш малыш».

Этот пальчик – дедушка, (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать

Этот пальчик – бабушка, их, начиная с большого.)

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш.

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать, (Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с

Этот пальчик – прыг в кровать, мизинца. Затем большим пальцем касаться всех

Этот пальчик прикорнул, остальных – «будить». Одновременно с

Этот пальчик уж заснул. Восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко

Встали пальчики – «Ура!» расставив пальцы в стороны.)

В детский сад идти пора!

«На работу».

Большой палец встал один. (Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать

Указательный – за ним. Их, начиная с большого. А со слов: «Встали

Средний будит безымянный. братцы все» – широко расставить пальцы в

Тот поднял мизинчик малый. стороны.)

Встали братцы все – «Ура!»

На работу им пора.

«За работу».

Ну-ка, братцы, за работу. (Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого,

Покажи свою охоту. А на слова: «Песни петь да плясать» – энергично Большаку дрова рубить, шевелить ими.)

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

«Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде – (Кончиком большого пальца правой руки

Дома и на улице. поочередно касаться кончиков указательного,

Даже «здравствуй» говорю среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Я соседской курице. Проделать то же самое левой рукой.)

«Повстречал ежонка еж..» (Одновременно кончиками больших пальцев Повстречал ежонка еж: правой и левой руки поочередно касаться

«Здравствуй, братец! Как живешь?» кончиков указательных, средних,

безымянных пальцев и мизинцев).

«Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое! (Пальцами правой руки по очереди

Здравствуй, небо голубое! «здороваться» с пальцами левой руки,

Здравствуй, вольный ветерок, похлопывая по кончикам.

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

«Кольцо»

Выйду на крылечко, (Большой и указательный пальцы соединить в кольцо,

Вынесу колечко. Остальные отвести в сторону).

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке.

«Зайчик и кольцо» (Пальцы сжать в кулачок, выдвинуть указательный и

И в траве нашел колечко. указательный пальцы соединить в кольцо, остальные А колечко не простое – пальцы отвести в сторону.)

Блестит, словно золотое.

«Очки». (Образовать два кружка из больших и указательных - Что стряслось у тети Вали? Пальцев обеих рук, соединить на переносице.)

«Стульчик». (Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые

«Стульчик» ты из рук сложи пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку

И детишкам покажи. В положении кулачка прижать к левой ладошке.)

«Разминка». (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих

Ты, утенок, не пищи! Рук. )

Лучше маму поищи.

«Погладим котенка». (Одной, затем другой рукой сделать

- Киса, кисонька, кисуля!- расслабляющие упражнения для пальцев).

Позвала котенка Юля.

И погладила рукой.

«Стол». (Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок

У стола четыре ножки, опускается ладошка правой руки.)

Сверху крышка,

Как ладошка.

«Грабли». (Ладони обращены к себе, пальчики переплетены,

Листья падают в саду, выпрямлены и тоже направлены на себя.)

Я их граблями смету.

«Цепочка». (Большой и указательный пальцы левой руки образуют

Пальчики перебираем кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из

И Цепочку получаем. Пальчиков правой руки: большой – указательный,

Большой – средний и т.д.)

«Зайчик в норке».

У елки на пригорке (Шевелим пальчиками).

Спрятался зайчишка в норке.

«Зайка и барабан».

Зайка взял свой барабан (Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний

И ударил: трам-трам-трам. Пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому.

Безымянным и мизинцем стучим по большому

пальцу).

«Лошадка».

У лошадки вьется грива, (Правая ладонь на ребре, направление от себя.Большой

По ветру летит игриво. палец поднят. Сверху на правую накладывается левая

ладонь под углом. Пальчики изображают гриву.

Поднятые вверх два больших пальца образуют ушки).

«Коза».

У козы торчат рога, (Кисть руки обращена ладонью вниз. Указательный и

Забодать может она. мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный

пальцы прижаты к ладони и охвачены большим пальцем).

«Колокольчик».

Колокольчик все звенит, (Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы

Язычком он шевелит. скрещены . Средний палец правой руки опущен вниз,

Ребенок им свободно вращает).

«Собака».

У собаки острый носик, (Правая ладонь поставлена на ребро, обращена к себе.

Есть и шейка, Большой палец вверху. Указательный, средний и

Есть и хвостик. безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается

и поднимается).

«Кошка».

А у кошки ушки на макушке, (Средний и безымянный пальцы упираются в

Чтобы лучше слышать большой. Указательный и мизинец подняты вверх).

мышь в ее норушке.

«Мышка».

Серенький комок сидит (Средний и безымянный пальцы упираются в большой.

И бумажками шуршит. Указательный и мизинец согнуты дугой и прижаты к

среднему и безымянному).

«Зайка и ушки».

Ушки длинные у зайки, (Кисть сжата в кулачок. Указательный и средний пальцы

Из кустов они торчат. выставлены вверх. Они шевелятся – то разводятся в

Он и прыгает и скачет, стороны, то сгибаются по очереди или вместе. Ушки

Веселит своих зайчат. Зайчика шевелятся).

«Ножницы».

Разведение в стороны и сведение вместе пальцев одной, затем другой руки, потом обеих рук вместе.

«Коготки».

Сильное полусгибание и разгибание пальцев.

«Прогибание».

Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой, с преодолением сопротивления.

«Вращение».

Вращение больших пальцев (все пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильное сжимание подушечек больших пальцев.

«Кулак – ладонь».

Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и одновременно сгибается в локте, другая опускается выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

«Сжимание».

Сжимание в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки вытянуты вперед, вверх или разведены в стороны).

«Выгибание».

Выгибание и прогибание кистей обеих рук одновременно, затем по очереди.

«Замочек».

Пальцы переплетены, ладони сжаты. Сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево.

«Солнечные лучи».

Разжимаем пальцы, не расцепляя «замка».

«Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

«Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

«Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

«Разминка».

Ты, утенок, не пищи, (Сжимание и разжимание пальцев рук).

Лучше маму поищи.

«Водичка».

Водичка, водичка, (Выполнение движений в соответствии с текстом).

Умой мое личико...

«Замочек».

Пальцы переплетены, ладони сжаты. Сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево.

«Пальчики в лесу». «Апельсин».

Раз, два, три, четыре, пять, Мы делили апельсин-

Вышли пальчики гулять. Много нас, а он один.

Этот пальчик гриб нашел, Эта долька – для кота,

Этот пальчик чистить стал, Эта долька – для ежа,

Этот резал, этот ел, Эта долька – для улитки,

Ну а этот все глядел. Эта долька – для чижа,

Ну, а волку – кожура!

«Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

«Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

«Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

«Разминка».

Ты, утенок, не пищи, (Сжимание и разжимание пальцев рук).

Лучше маму поищи.

«Водичка».

Водичка, водичка, (Выполнение движений в соответствии с текстом).

Умой мое личико...

«Замочек».

Пальцы переплетены, ладони сжаты. Сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево.

«Пальчики в лесу». «Апельсин».

Раз, два, три, четыре, пять, Мы делили апельсин-

Вышли пальчики гулять. Много нас, а он один.

Этот пальчик гриб нашел, Эта долька – для кота,

Этот пальчик чистить стал, Эта долька – для ежа,

Этот резал, этот ел, Эта долька – для улитки,

Ну а этот все глядел. Эта долька – для чижа,

Ну, а волку – кожура.

«Мышка».

Мышка мылом мыла лапку – (Массаж пальцев)

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой,

Не забыла и указку –

Смыв с нее и грязь и краску.

Средний мылила усердно –

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла.

«Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде – (Кончиком большого пальца правой руки

Дома и на улице. поочередно касаться кончиков указательного,

Даже «здравствуй» говорю среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Я соседской курице. Проделать то же самое левой рукой.)

«Повстречал ежонка еж..» (Одновременно кончиками больших пальцев Повстречал ежонка еж: правой и левой руки поочередно касаться

«Здравствуй, братец! Как живешь?» кончиков указательных, средних,

безымянных пальцев и мизинцев).

«Мышка».

Мышка мылом мыла лапку – (Массаж пальцев)

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой,

Не забыла и указку –

Смыв с нее и грязь и краску.

Средний мылила усердно –

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла.

«Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде – (Кончиком большого пальца правой руки

Дома и на улице. поочередно касаться кончиков указательного,

Даже «здравствуй» говорю среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Я соседской курице. Проделать то же самое левой рукой.)

«Повстречал ежонка еж..» (Одновременно кончиками больших пальцев Повстречал ежонка еж: правой и левой руки поочередно касаться

«Здравствуй, братец! Как живешь?» кончиков указательных, средних,

безымянных пальцев и мизинцев).

infourok.ru

Комплексы пальчиковой гимнастики для 1 мл.группы. страница 14

И сушить . (встряхиваем руками)

Пальчиковая гимнастика «Заборчик».

Бим – бом – бом, бим – бом – бом! (кулаком одной руки ударять о ладонь другой руки.)

По гвоздям бьём молотком.

Постучал наш молоточек – и построил нам заборчик. (руки лежат на столе. Ладони поставить на ребро и переплести пальцы (изгородь).)

Погладим котенка

- Киса, кисонька, кисуля!

Позвала котенка Юля.

- Не спеши домой, постой!

- И погладила рукой.

(одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.)

Пальчиковая гимнастика «Стул»

Ножки, спинка и сиденье –        ( левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части  

приставляется кулачок-большим пальцем к себе )

Вот вам стул на удивленье.

«Полетели-полетели»

Ути-ути полетели (ручками помахали)На головку сели (ручки на голову)Поклевали-поклевали (похлопали ручками по голове)Домой полетели (ручками помахали)

Пальчиковая гимнастика «Стол»

У стола четыре ножки. (левый кулачок ставится на стол)

Сверху крышка, как ладошка. (накрыть кулачок сверху ладонью правой руки)

«Зайчик в норке»

У елки на пригорке

Спрятался зайчик в норке (шевелим пальчиками)

« Зайчик и барабан».

Исходное положение. Указательный и средний пальцы подняты вверх.Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.

Дали зайцу барабан. Он ударил: там-там-там!

 «Мышка мылом мыла лапку»

Мышка мылом мыла лапку,

 

Одной рукой «мыть» другую.

  Каждый пальчик по порядку.

 Указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки.

  Вот намылила Большой,

 Всеми пальцами сначала правой, а потом

  Сполоснув потом водой.

левой руки «намыливать» большие пальцы.

  Не забыла и Указку,

 То же - с указательными пальцами.

  Смыв с него и грязь,

 

  И краску.

 

  Средний мылила усердно

 То же - со средними пальцами.

  (самый грязный был, наверно).

 

  Безымянный терла пастой -

То же - с безымянными пальцами.

  Кожа сразу стала красной.

 

  А Мизинчик быстро мыла:

 Быстро и осторожно «намыливать» мизинцы.

  Очень он боялся мыла!

«Еж»

 

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?»

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Пальчиковая игра «Зайчик и ушки».

Ушки длинные у Зайки,

Из кустов они торчат..

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих Зайчат.

Пальчики собрать в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими в стороны и вперед.

Пальчики здороваются.

На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук – большой с большим и т.д.

«Как у нашего кота…»

Как у нашего кота                                          ( дети выполняют движения, сопровождая их

Шубка очень хороша,                                    стихотворным текстом)

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

Пальчиковая гимнастика "Замок"

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули , (руки тянутся в стороны),

Покрутили , (круговые движения пальцев от себя),

Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли. (разомкнули пальцы).

infourok.ru

Детские уроки и восспитание

И вот, закончилось лето! Наши дорогие хулиганы и сорванцы приступили к выполнению своей работы - пошли в школу. Но школа занимает лишь часть времени ребёнка. Да и не должен ребёнок всё время сидеть за письменным столом, изучая правила и решая задачки. Куда же деться после уроков? Родители заняты добыванием хлеба наcущного и не могут уделить много времени воспитанию детей.

Читать далее →

Запись опубликована 05.03.2013 автором admin в рубрике Статьи, Школа.

Зайчик у елки

У ёлки на пригоркеСпрятался зайчишкаВ норке.(Левая ладонь почти горизонтальная,правая тоже. Указат. палец и мизинецправ. руки упираются в указат. и мизинецлевой руки. Средний и безымянныйпальцы правой руки подняты и разведеныв стороны (ушки), б. палец прижат).

Запись опубликована 13.02.2013 автором admin в рубрике Детский сад, Уроки.

1. Называть рыб, знать, что рыбы бывают морские, пресноводные, аквариумные; уметь показывать и называть части тела рыб: голова, 2 глаза, рот, жабры, туловище, плавники, хвост, чешуя.

2. Наклеить картинки на стр.

3. Выучить загадку, нарисовать отгадку:

Читать далее →

Запись опубликована 11.01.2013 автором admin в рубрике Детский сад, Задания.

Мышка мыла лапку

Мышка мылом мыла лапку.(Одной рукой мыть др. руку).Каждый пальчик по порядку. (Указат. пальцем дотронуться до каждого пальца на др. руке).Вот намылила Большой, (Всеми пальцами сначала правой, потом левой руки, «намыливать»Сполоснув его водой. большие пальцы).Читать далее →

Запись опубликована 08.12.2012 автором admin в рубрике Детский сад, Уроки.

1. Называть цветы, знать, что первые весенние цветы называются первоцветами (подснежник, мать–и-мачеха, … ).

2. Вспомнить, какие цветы появились в мае, называть части (цветок, стебель, лист, корень, лепестки).

3. Знать и называть цветы, которые растут в поле – полевые цветы (василек, ромашка, …), в саду – садовые (роза, тюльпан, незабудка, …), в лесу – лесные (колокольчик, ландыш, ….), на лугу – луговые. Читать далее →

Запись опубликована 17.11.2012 автором admin в рубрике Детский сад, Задания.

дом с трубой

1. Знать название города, в котором мы живем, названия улиц, основные строения, здания, знать их назначение; знать, что столица нашей Родины – город Москва.

2. Выучить свой домашний адрес. Рассказывать: Я живу в городе Видное, на улице ………………., в доме № ……, квартире № ……, на …………… этаже. Читать далее →

Запись опубликована 03.10.2012 автором admin в рубрике Детский сад, Задания.

Дружат в нашей группе

(Пальцы обеих рук соединяются

Девочки и мальчики.

ритмично в замок).

Мы с тобой подружимся

(Ритмичное касание пальцев

Читать далее →

Запись опубликована 26.09.2012 автором admin в рубрике Детский сад, Уроки.

1. Называть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, ….. Знать о том, какую пользу приносят эти насекомые, объяснить, что муха – вредное насекомое.

2. Называть и показывать части тела насекомых: головка, туловище, лапки, хоботок, жало, крылья, …

3. Знать, как передвигается насекомое – летает, бегает, ползает, прыгает, …. Читать далее →

Запись опубликована 10.08.2012 автором admin в рубрике Детский сад, Задания.

Этот пальчик – дедушка.

(Пальцы одной руки сжать в кулак. Показать б. палец пр. руки и коснуться его указат. пальцем др. руки).Этот пальчик – бабушка.

(Выставить указат. палец и коснуться указат. пальцем).

Этот пальчик – папочка.

(Выставить средний палец и т. д.).

Читать далее →

Запись опубликована 18.05.2012 автором admin в рубрике Детский сад, Уроки.

www.kidslessons.ru


Смотрите также