Мышка 3d


Зверь по имени 3D-мышь

В последние годы в кругу людей, занимающихся компьютерной графикой и созданием 3D-моделей, крутится такое понятие, как 3D-мышь или 3D-манипулятор. Однако далеко не всякий сторонний человек способен представить себе данный девайс. Я даже более того скажу, некоторые прожженные IT-шники, которые в отрасли уже десятки лет, порой испытывают настоящий шок, когда однажды случайно попадают на такие девайсы...

Но, несмотря на это, надо сказать, что это приспособление довольно интересное и способно серьёзно ускорить и облегчить работу человека, занимающегося компьютерным моделированием. Не думаю, что это поможет быстрее кодить в Viual Studio, но для общего развития каждому айтишнику лучше конечно знать о таких штуках, тем более именно сейчас они стремительно набирают свою популярность и массовость среди компьютерных дизайнеров, графиков и цифровых кинематографистов.

Начнем с рассказа о том, что это за зверь. Итак, 3D-мышь представляет собой устройство, которое скорее похоже на джойстик, нежели на обыкновенную компьютерную мышь. Встречаются и другие модели, например, в форме шара.

3D-мышь представляет собой устройство, которое скорее похоже на джойстик, нежели на обыкновенную компьютерную мышь

Выглядит 3D-мышь примерно так:

Или так:

Или даже так:

Да уж, при виде таких гаджетов даже опытный кодер иди админ задумчиво почешет репу в недоумении...

На самом деле такое приспособление позволяет легко, и поверьте, — очень удобно осуществлять навигацию в трёхмерном или двумерном виртуальном пространстве (при помощи вращения джойстика), а также может осуществлять следующие действия — Pan/Zoom (Панорамирование/Масштабирование), Tilt/Spin/Roll (Наклон/Вращение/Крен).

Для чего и зачем?

В каждой программе 3D-графики навигация в окнах проекций осуществляется по-своему. В Autodesk Maya, например, за счет клавиши Alt и кнопок мыши, в Autodesk 3ds Max можно воспользоваться панелью навигации в правом нижнем углу, а в таких программах, как Solid Works, Rhinoceros и т.д., используются мышь и кнопки на панели инструментов.

Не сильно удобно и то, что горячие клавиши у каждой из подобных программ отличаются, из-за чего человеку, работающему в различных приложениях, легко запутаться.

Использование 3D-мыши позволит избежать подобных неудобств

Рассмотрим некоторые устройства. Начнём с продукции компании 3Dconnexion.

SpacePilot Pro

3D-манипулятор SpacePilot Pro — самый функциональный и самый новый из всех продуктов 3Dconnexion. Данный девайс, кроме полного контроля над движением трёхмерной модели, предоставляет и дополнительные возможности.

Итак, на поверхности мыши располагаются: встроенный ЖК-дисплей Workflow Assistant (на нём отображаются режим работы приложения и раскладка команд по функциональным клавишам) и 28 кнопок, которые предоставляют возможность быстрого доступа к настройкам в используемом приложении.

Устройство оснащено главным манипулятором цилиндрической формы, который перемещается по трём осям X, Y, Z

Если пользователь захочет сменить рабочее приложение, то смена настроенных возможностей происходит автоматически. Предусматривается, что на функциональные клавиши можно подвесить несколько функций одновременно.

Стоимость такой мыши в районе 600-700$.

SpaceExplorer

Это устройство несколько проще, чем SpacePilot Pro. На нём располагаются 15 функциональных клавиш и отсутствует ЖК-дисплей.

Каждую кнопку можно запрограммировать на любую функцию, как по управлению проекциями, так и по управлению часто используемыми функциями. Главный манипулятор располагается в верхней части мыши. Цена этого устройства порядка 400-500$. Далее в линейке манипуляторов 3DConnexion располагается SpaceNavigator.

SpaceNavigator

Это младшая модель. SpaceNavigator представляет собой простой манипулятор, который не нагружен функциональными кнопками, однако также может перемещаться в трех измерениях (X, Y, Z).

У этого есть свои плюсы: компактность позволяет ему не занимать много места на рабочем столе. Цена этого устройства колеблется от 100 до 200$. Существует также SpaceNavigator для ноутбуков. Это уменьшенный вариант SpaceNavigator. Он в полтора раза меньше аналога для ПК по размеру и вдвое меньше по весу. Поставляется вместе с защитным чехлом, который позволяет безболезненно носить манипулятор с собой.

Все вышеперечисленные устройства подключаются к компьютеру через USB-порт. Питание электричеством также осуществляется через порт и кабель USB.

Orbita Mouse

Этот манипулятор не имеет дополнительных функциональных клавиш, а лишь передаёт информацию компьютеру с трёх осей (X, Y, Z), что позволяет легко работать 3D-объектами. Отличается эта мышь от предыдущих тем, что «общение» с компьютером происходит через беспроводную связь. Цена этого манипулятора около 100$.

Axsotic 3D-Spheric-Mouse

Немецкая компания Axsotic планирует выпустить собственную сферическую 3D-мышь.

Довольно простой в управлении, этот шарик можно не только крутить во все стороны, но также перемещать в любом из шести направлений.

Это позволяет совершать немалое число операций с помощью очень простых и наглядных движений

Разработчики утверждают, что для работы с этим манипулятором даже не потребуется устанавливать драйверы, а для работы в приложениях понадобятся плагины, которые можно будет скачать с официального сайта. Однако стоимость этого нового манипулятора и дата начала продаж пока что не разглашаются.

Подведём итоги

Думаю, вы заметили, насколько проще и удобнее может проходить процесс моделирования при помощи такого инструмента. Одним из минусов является немалая стоимость такого устройства (как говорилось выше, цены варьируются от 100$ до 700$, в зависимости от выбранной модели).

Еще одним минусом является то, что на сегодняшний день 3D-манипуляторы поддерживают не все приложения CAD/CAM, CAE и DCC (например, не существует официального плагина для ZBrush). Но, несмотря на это, думаю, что 3D-мышь сможет значительно облегчить работу тем, кто занимается 3D-моделированием.

КВ, 2012

blogerator.org

3D мышь, или новое слово в управлении навигацией в 3D пространстве — Компьютерная графика и анимация — Render.ru

При создании трехмерных моделей, вы часто обращаетесь к клавиатуре и мыши для навигации в пространстве и вращения модели для удобства моделирования.

Однако есть способы, которые ускоряют процесс и делают его более дружественным для пользователя – одним их таких способов является специальный манипулятор (девайс) для навигации в окнах проекций программ 3D графики.

В этой статье я расскажу о продукции компании 3DConnexion – подразделение компании Logitech. Компания 3DConnexion выпускает специальные манипуляторы, ориентированные на профессиональных дизайнеров, для навигации в программах 3D графики и анимации.

Обычные методы навигации в программах 3D графики.

Как вам известно, в каждой программе по своему осуществляется навигация в окнах проекций, к примеру, в Autodesk 3ds Max можно воспользоваться панелью навигации в правом нижнем углу, а можно нажав клавишу Alt на клавиатуре, и манипулируя клавишами на мышке осуществлять навигацию в пространстве.

Рис. 1. Интерфейс панели навигации 3ds Max.

В Autodesk Maya навигация вообще осуществляют за счет клавиши Alt и кнопок мыши, что само собой иногда приводит к путанице или же к сложностям с запоминаем комбинаций.

В остальных программных продуктах в частности в программах для твердотельного моделирования, таких как Solid Works, CATIA, Inventor, Revit и д.р. так же используется клавиатура и мышь и кнопки инструментов.

Рис. 2. Интерфейс панели навигации в Solid Works 2007.

В этой статье, я хочу познакомить читателя с «3D мышью», и показать, как данное устройство позволяет сэкономить время при работе с трехмерными сценами или обработкой 2D изображений.

Что такое «3D мышь»?

Трехмерная мышь – это устройство, типа джойстика, но работающее с профессиональными приложениями DCC, CAD/CAM, CAE и т.д. позволяющее осуществлять навигацию в виртуальном трехмерном или двумерном пространстве, и предназначенное для увеличения скорости работы дизайнера. Трехмерная мышь может осуществлять следующие действия – это Pan/Zoom (Панорамирование/Масштабирование), Tilt/Spin/Roll (Наклон/Вращение/Крен). А так же помогать выполнять анимацию и настройки различных параметров вашего 3D приложения!

Рис. 3. Схема работы манипулятора SpaceNavigator.

Компанией 3DConnexion представлены следующие устройства – это SpacePilot, SpaceExplorer, SpaceNavigator, SpaceTraveler. Как видите, во всех названиях присутствует слово Space, что в переводе с английского означает пространство, космос.

Для начала давайте познакомимся с парой устройств.

Устройство SpaceExplorer – этот манипулятор пришел на смену предыдущей модели SpaceBall 5000 о котором я расскажу вам ниже. Данный манипулятор обладает следующими характеристиками: элегантный дизайн, при работе с ним рука не устает и занимает оптимальное положение, в верхней части он оснащен главным манипулятором цилиндрической формы, который перемещается в трех измерениях – высота, ширина и глубина (оси X, Y, Z). Так же на данном манипуляторе по бокам (в местах, где находятся пальцы – недалеко от центрального манипулятора) есть вспомогательные программируемые кнопки. Каждую кнопку можно запрограммировать на любую функцию, как по управлению проекциями, а так же и по управлению основными  часто используемыми вами функциями. Цена этого устройства составляет € 299.

Рис. 4. Манипулятор SpaceExplorer.

При перемещении основного манипулятора он подсвечивается мягким синеватым светом.

Устройство SpaceNavigator – это уже младшая модель, оно представляет собой простой манипулятор, который может перемещаться в трех измерениях (X, Y, Z) и не перегружен функциональными кнопками, что позволяет ему не занимать большого пространства на рабочем столе. При работе так же осуществляется подсветка данного устройства мягким голубоватым светом. Цена этого устройства составляет € 99.

Рис. 5. Манипулятор SpaceNavigator.

Все устройства выпускаемые компанией 3DConnexion, подключаются к компьютеру через USB порт, что позволяет достаточно быстро и без больших проблем осуществить установку данного оборудования. Питание электричеством так же осуществляется через порт и кабель USB. Так же легко производится установка драйвера устройства.

Как же 3D мышь помогает в ускорении процесса работы?

Ответ прост, как вы прочитали выше, при создании сцены или модели, вам приходится часто обращаться к клавиатуре или кнопкам панелей инструментов программы, это в свою очередь отвлекает вас от работы над моделью и заставляет переключиться на поиск необходимого инструмента или кнопки клавиатуры и мыши. Затем осуществить навигацию и снова вернуться к работе над моделью или сценой.

Рис. 6. Затраты времени без использования навигатора (вверху), и с использованием навигатора (внизу) и сэкономленное время.

При использовании навигатора, вы одной рукой осуществляете навигацию, а другой работаете с мышью и инструментами, что создает плавность действий и увеличение скорости работы над моделью и сценой, а главное – экономит время!

Работа с «3D мышью».

И так, давайте рассмотрим в подробностях, как же выглядит устройство, драйвер, и работа с ним в приложениях компьютерной графики.

Я в своей работе использую манипулятор SpaceBall 5000 – это предыдущая модель данных устройств, разработанная перед моделью SpaceExplorer. По названию можно уже представить что этот манипулятор напоминает собой шар, да, вы совершенно будете правы – это шар!

Рис. 7. Вид манипулятора SpaceBall 5000.

Манипулятор, содержит главную часть это шаровидный манипулятор, перемещающийся в трех измерениях и программируемые кнопки по бокам. Данный манипулятор подключается к компьютеру через порт USB и питается так же от него.

После подключения устройства к компьютеру, следует установить свежий драйвер, входящий в комплект поставки, или же, его можно скачать с сайта компании. При установке драйвер производит поиск установленных приложений, а затем уже ставит к ним плагины и системные компоненты драйвера. После установки драйвера его нужно запустить, запуск осуществляется из меню Пуск.

Рис. 8 а. Запуск драйвера из меню Пуск.

После запуска драйвера в системном трее появляется ярлычок, извещающий о том, что драйвер запущен.

Рис. 8 б. Ярлык драйвера 3DConnexion Device в системном трее.

Если щелкнуть на нем, то откроется окно настроек драйвера.

Рис. 9. Окно настроек драйвера для устройств 3DConnexion.

Окно настроек драйвера представлено следующими инструментами. Я не буду описывать все из них, а покажу только те, которые чаще всего используются. Настройки драйвера выполняются следующими инструментами: группы Device Configuration, App Configuration, Button Configuration и Advanced Settings. Как и в случае с профессиональными графическими планшетами типа Intuos, компании Wacom, в драйвере к манипуляторам 3DConnexion настройка может осуществляться как ко всем приложениям совместно (это режим Any Application) так и к каждому запущенному и используемому приложению по отдельности, к примеру, Autodesk 3ds Max, Adobe Photoshop и т.д.

На закладке Device Configuration вы настраиваете общие параметры, такие как скорость отклика устройства и его действий, так и направление масштабирования – Zoom Direction, т.е. в каком направлении вы будете перемещать манипулятор для осуществления масштабирования.

На закладке App Configuration вы можете настроить такие параметры как Pan/Zoom, Tilt/Spin/Roll и указать будет ли данные функции использоваться совместно или же по отдельности – установив для этого флажок Dominant. А если захотите то можете и поменять направление осей, все зависит от того, как вам угодно, и это все так же можно настроить и для каждого приложения по отдельности.

Рис. 10. Окно драйвера на закладке App Configuration (Настройка приложения).

На закладке Button Configuration вы настраиваете программируемые кнопки, если они есть на манипуляторе, на манипуляторе SpaceBall 5000 программируемые кнопки есть, и под каждое приложение они так же могут быть настроены отдельно.

Рис. 11. Панель Button Configuration для настройки программируемых кнопок.

Так же в каждом приложении можно настроить параметры для App Configuration и Button Configuration. К примеру, в Autodesk 3ds Max настройки производятся на панели Utilities.

Вы можете настроить манипулятор под 3ds Max и его функции, назначив программируемым кнопкам функции управления окнами проекции или часто используемые инструменты.

Рис. 12. Настройка манипулятора прямо из Autodesk 3ds Max.

У меня, кнопки манипулятора запрограммированы для работы с инструментами визуализации сцены.

После выполнения настроек драйвера, и настроек приложений следует научиться пользоваться данными устройствами, т.к. они отличаются от всего того, что вы делали раньше и дают по началу непривычные ощущения.

Рис. 13. Изменение имени окна проекции 3ds Max при использовании манипулятора.

Признаюсь честно, я сам не всегда пользуюсь манипулятором, т.к. приходится иногда очень часто обращаться к клавиатуре за вводом множества параметров, но когда речь заходит о моделировании или компоновке сцены, то уж без манипулятора никак не обойтись.

Как же выглядит манипулятор в руке пользователя, взгляните на рисунки ниже.

(а)

(б)

Рис. 14. Положение руки при работе с манипулятором SpaceBall 5000.

Оформление рабочего места с манипулятором 3DConnexion.

Рабочее место можно оборудовать несколькими вариантами, я вам покажу два из них. Первый вариант – это когда используются мышь, клавиатура и манипулятор.

Рис. 15. Первая комбинация оборудования – манипулятор, клавиатура, мышь.

В этом случае левая рука находится на манипуляторе, правая на мыши, текст на клавиатуре можно набирать правой рукой или же обоими, после чего вернуться в положение к манипулятору и мыши.

Второй вариант – это использование графического планшета, клавиатуры и манипулятора.

Рис. 16. Вторая комбинация оборудования – манипулятор, клавиатура, графический планшет.

В данном случае левая рука находится на манипуляторе, правая работает с пером и графическим планшетом, а текст так же можно набирать правой рукой или обоими все зависит от того, как вам будет удобней.

Я для себя выбрал второй вариант, т.к. планшет удобен для работы с графикой и как очень практичный указатель, а манипулятор заменяет мышь и клавиатуру. При этом скорость работы увеличивается, что приводит к еще большему освобождению времени и ускорению сдачи этапа работы.

Видео о манипуляторах 3DConnexion.

В этом пункте я дам вам несколько видео роликов с YouTube о манипуляторах 3DConnexion и демонстрирующих их возможности.

Работа 3D Mouse Control.

Данный видеоролик показывает, как работает 3D мышь, т.е. в действии.

По этой ссылке вы можете проследовать к видео-галере 3DConnexion, где можете увидеть, как работают данные устройства в известных графических приложениях.

Продолжим просмотр видео с YouTube.

Следующий видеоролик демонстрирует работу манипулятора в Adobe Acrobat 3D.

Следующий видеоролик демонстрирует возможности SpacePilot в анимации (приложение Autodesk 3ds Max)

3DConnexion, в Autodesk 3ds Max.

Этот ролик вас позабавит, он демонстрирует, как Space Navigator позволяет создавать музыкальные мелодии (ОС Mac OS X).

Следующий ролик вас познакомит с работой Space Navigator в Autodesk Maya.

Этот видео пример показывает, как Space Navigator позволяет осуществлять навигацию в Adobe Photoshop CS3 Extended.

Заключение.

В этой статье вы познакомились с довольно необычным, но в тоже время очень полезным инструментом – “3D Mouse” («Трехмерная мышь»). Вы заметили, как все-таки легче может проходить процесс моделирования и создания сцены при помощи таких устройств.

Еще что немаловажно может беспокоить вас – это цена, цена, к сожалению не так мала. Она может составлять от € 99 –  до € 399, в зависимости от выбранной вами модели. Еще один минус – это поддержка не всех приложений CAD/CAM, CAE и DCC, к примеру нет официального плагина для ZBrush или Mudbox, вы можете поискать данные плагины на форумах посвященных этим программам – есть пользвоатели которые их пишут самомтоятельно.

И всеравно, при приобретении вы в достаточно короткие сроки окупите покупку, т.к. вы сэкономите время, силы и деньги.

При подготовке статьи использовались материалы с сайта разработчика – http://www.3dconnexion.com/

Видео–материалы взяты с YouTube.

Надеюсь, вас заинтеерисовала данная статья и технология «Трехмерных мышей», если вы захотели приобрести себе такую вещь, вы можете сделать это, пройдя по этой ссылке, это специальная страница для Европы и России.

С уважением, Дмитрий Чехлов (aka dimson3d).

render.ru

3D-мышка - что за зверь?

3D в названии нашего портала обязывает следить за всеми новинками, в названии которых присутствуют эти загадочные, на первый взгляд, цифра и буква. Сочетание это, надо заметить, стало очень модным в последнее время, многие технологии пошли по пути развития трех измерений — и 3D встречается в самых неожиданных местах.

Совсем недавно благодаря компании Consistent Software Distribution к нам в редакцию попала 3D-мышь. 3D-мышь, доставшаяся нам в редакцию была произведена компанией 3Dсonnexion  и модель ее носила название SpacePilot PRO. Это новая модель в линейке 3D-манипуляторов от компании  3Dсonnexion. Попала она к нам совсем новой, в еще не распечатанной коробке — и вызвала легкий ажиотаж в редакции. Почему?

Начнем по порядку. Распечатав коробку мы с нескрываемым любопытством извлекли 3D-мышь на стол. С одной стороны, признаемся честно, других мышек мы в руках не держали, а некоторые из нас и в глаза не видели. А уж пользоваться — так этим могут до сих пор могут похвастаться единицы. Но то, что мы увидели, впечатлило. Да, наверное, это самое точное слово - SpacePilot PRO впечатляет.

Да простят меня все пользователи различных дивайсов, но я, прежде всего, оценила дизайн 3D-мышки. Хотя мышкой этот манипулятор назвать сложно, глядя на него. Это скорее пульт управления от маленького космического корабля. Эргономичный корпус, небольшой экран, кнопочки со всех сторон, и конечно главная деталь — джойстик, да еще с синей (читай - космической) подсветкой. Итак, первое — 3D-мышка  SpacePilot PRO имеет стильный дизайн и будет престижно смотреться на любом рабочем столе.

И тут возник второй вопрос, а куда собственно ее устанавливать на рабочем столе. Вот тут и пришло время выяснить, что это за зверь — 3D-мышка и для чего она создана?

Начнем с того, что 3D-мышка — это манипулятор для трехмерного позиционирования с джойстиком, который облегчает работу в программных пакетах 3D-графики и проектирования, позволяя контролировать перемещения объектов в пространстве. То есть - это не замена обычной мышки, а дополнительный инструмент в работе. И, следовательно, мышка остается на месте под правой рукой, а 3D-манипулятор SpacePilot PRO отправляется на левую половину рабочего пространства. И тут возвращаемся к дизайну — 3D-мышка абсолютно симметрична, то есть она подойдет и для левшей, просто они будут работать с ней правой рукой.

Пришло время разбираться с возможностями мышки. Для этого мы попросили двух специалистов — одного максиста (то есть пользователя Autodesk 3ds Max) и одного проектировщика (то есть пользователя AutoCad) выполнить свое текущее рабочее задание, используя  SpacePilot PRO.

Основная задача 3D-мышки, как мы уже сказали — это манипуляции с позиционированием в трехмерном пространстве. Точность позиционирования в новой модели доведена практически до идеала: датчик способен чувствовать отклонение на 4мкм!

Главный инструмент для позиционирования — это джойстик. У джойстика 3D-мышки есть 6 степеней свободы: вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад, наклоны вперед-назад, влево-вправо и вращение. Благодаря этой подвижности — вы можете крутить, вертеть, вращать, разворачивать, приближать и удалять модель или сами оси.

Мы открыли 3ds Max для начала и, не мудрствуя лукаво, начали экспериментировать с чайником. Вообще-то в максе сейчас уже есть «кубик», который надо вращать обычной мышкой для манипулирования сценой. 3D-манипулятор дает примерно такой же эффект, только вначале к нему надо привыкнуть. Но когда 3D-мышка начинает подчиняться тебе — ты понимаешь, что вещь эта очень удобна в процессе 3D-моделирования или проектирования, что подтвердили нам специалисты, поработавшие с мышкой.

После того, как с работой джойстика стало все понятно, было решено разобраться с обилием кнопок. Честно говоря, большое количество кнопок всегда слегка пугает, да и с непривычки хочется уверить себя в их бесполезности. Но ради тестовых мероприятий мы постарались разобраться, что же с ними можно делать.

Как строится работа в 3D средах обычно, без 3D-манипулятора? Как и во всех остальных графических пакетах — левой рукой вы на клавишах зажимаете невероятные сочетания, а правой — при помощи мыши управляете курсором. Теперь, когда у нас на столе под левой рукой появилась 3D-мышь, мы поняли, что нам не хватает третьей руки — для клавиатуры. Вот для этого все горячие клавиши и были перенесены на панель мыши, чтобы руку мы туда-сюда не перекладывали лишний раз. И даже заветные ALT, CTRL, ESC и SHIFT здесь есть.

Итак, навигационные клавиши QuickView. Пять штук, но выполняют десять операций, на каждую задано два задания для долгого и коротко нажатия. В этот момент заметим, что чувствительности к нажатию у них не глючила. Эти клавиши позволят вам получить: вид спереди, вид сзади, вид сверху, вид снизу, вид справа и вид слева, а также две изометрических проекции: верх/передняя сторона/правая сторона и верх/задняя сторона/левая сторона, и пятая кнопка позволит вам поворачивать изображение на 90 градусов по часовой и против часовой стрелки соответственно.

Следующая группа клавиш — это клавиши управления навигацией, или — клавиши для настройки джойстика. Вы можете включить работу джойстика только в нужных вам плоскостях и настроить скорость реакции на нажатие. То есть, если вы работаете временно с 2D изображением (набросок, скетч, текстура) — вы можете отключить ненужные вращения-верчения, вы можете настроить плавность (скорость) приближения, удаления и вращения модели по своему усмотрению.

Следующая группа клавиш называется с некоторым пафосом — для управления интеллектуальными функциями. 3D-мышку можно использовать при работе с более 120 программными пакетами и приложениями, и набор действий, которые неоднократно повторяются при работе над чертежом или моделью для каждого пользователя будет индивидуальный. Поэтому настройки 3D-манипулятора каждый специалист выбирает для себя индивидуально — на эти пять клавиш каждый сам может задать функции и, как и в случае с  QuickView, на пять клавиш будет десять функций с учетом короткого или длинного нажатия.

И тут приходит осознание, для чего мышке цветной LCD-монитор, благодаря которому 3D-манипулятор похож на автономный дивайс. Первое, что вы можете делать с помощью монитора — это настраивать эти самые функции для интеллектуального управления. Но это еще не все возможности монитора. Когда вы работаете над коммерческим проектом — главное для вас это дедлайн, и он всегда наступает неожиданно, но неотвратимо. И времени не остается ни на что. Знакомая ситуация? Каждый лишний клик — вызывает некоторую нервозность, а надо просмотреть почту от заказчика, или хочется прочитать RSS ленту, или сверится со сроками в календаре. Вот все это теперь можно контролировать на экране 3D-мыши, не переключая окна на рабочем мониторе.

Теперь программы, в которых можно работать с этой мышкой. Производитель назвал более 120 приложений для операционных систем  Windows, Mac OS X, Linux, UNIX. Прежде всего, это программные пакеты 3D-проектирования и моделирования от Autodesk: 3ds Max, Maya и AutoCAD во главе, а также Blender, MAXON Cinema 4D и многие-многие другие. Кроме того, 2D пакеты: Adobe PhotoShop начиная с версии CS2. Кроме того, 3D-мышка может работать с Google Earth 3D, Microsoft Virtual  Earth 3D, NASA World Wind.

Совместимость с огромным количеством программных продуктов делает 3D-мышку незаменимым помощником в работе с 3D-графикой, но пригодится и простому пользователю, который, например, пользуется приложениями типа  Google Earth 3D.

От себя заметим, что у одного из наших местных паладинов 80-го уровня глаза загорелись при виде такого джойстика. Так что не только игроделы, но и игроманы смогут по достоинству оценить это приспособление.

Выводы наших специалистов, работавших с мышкой таковы: джойстик прекрасно работает, делает работу более удобной и заметно ускоряет ее. Кнопки и монитор — являются приятным дополнением, но для того, чтобы с ними работать нужно время для привыкания.

Редакция портала Мир 3D благодарит компанию Consistent Software Distribution за предоставленную возможность лично познакомиться с новой моделью 3D-манипуляторов  SpacePilot PRO от компании  3Dconnexion.

www.mir3d.ru

Зверь по имени 3D-мышь | KV.by

В последние годы в кругу людей, занимающихся компьютерной графикой и созданием 3D-моделей, крутится такое понятие, как 3D-мышь, или 3D-манипулятор. Однако далеко не всякий сторонний человек способен представить себе данный девайс.

Надо сказать, что приспособление довольно интересное и способно сильно ускорить и облегчить работу человека, занимающегося компьютерным моделированием.

Начнем с рассказа о том, что это за зверь. Итак, 3D-мышь представляет собой устройство, которое скорее похоже на джойстик, нежели на обыкновенную компьютерную мышь. Встречаются и другие модели, например, в форме шара.

3D-мышь представляет собой устройство, которое скорее похоже на джойстик, нежели на обыкновенную компьютерную мышь.

Выглядит 3D-мышь примерно так:

Или так:

Или даже так:

Такое приспособление позволяет легко осуществлять навигацию в трёхмерном или двумерном виртуальном пространстве (при помощи вращения джойстика), а также может осуществлять следующие действия - Pan/Zoom (Панорамирование/Масштабирование), Tilt/Spin/Roll (Наклон/Вращение/Крен).

Для чего и зачем?

В каждой программе 3D-графики навигация в окнах проекций осуществляется по-своему. В Autodesk Maya, например, за счет клавиши Alt и кнопок мыши, в Autodesk 3ds Max можно воспользоваться панелью навигации в правом нижнем углу, а в таких программах, как Solid Works, Rhinoceros и т.д., используются мышь и кнопки на панели инструментов.

Не сильно удобно и то, что горячие клавиши у каждой из подобных программ отличаются, из-за чего человеку, работающему в различных приложениях, легко запутаться.

Использование 3D-мыши позволит избежать подобных неудобств.

Рассмотрим некоторые устройства. Начнём с продукции компании 3Dconnexion.

SpacePilot Pro

3D-манипулятор SpacePilot Pro - самый функциональный и самый новый из всех продуктов 3Dconnexion. Данный девайс, кроме полного контроля над движением трёхмерной модели, предоставляет и дополнительные возможности.

Итак, на поверхности мыши располагаются: встроенный ЖК-дисплей Workflow Assistant (на нём отображаются режим работы приложения и раскладка команд по функциональным клавишам) и 28 кнопок, которые предоставляют возможность быстрого доступа к настройкам в используемом приложении.

Устройство оснащено главным манипулятором цилиндрической формы, который перемещается по трём осям X, Y, Z.

Если пользователь захочет сменить рабочее приложение, то смена настроенных возможностей происходит автоматически. Предусматривается, что на функциональные клавиши можно подвесить несколько функций одновременно.

Стоимость такой мыши в районе 600-700$.

SpaceExplorer

Это устройство несколько проще, чем SpacePilot Pro. На нём располагаются 15 функциональных клавиш и отсутствует ЖК-дисплей.

Каждую кнопку можно запрограммировать на любую функцию, как по управлению проекциями, так и по управлению часто используемыми функциями. Главный манипулятор располагается в верхней части мыши. Цена этого устройства порядка 400-500$.

Далее в линейке манипуляторов 3DConnexion располагается SpaceNavigator.

SpaceNavigator

Это младшая модель. SpaceNavigator представляет собой простой манипулятор, который не нагружен функциональными кнопками, однако также может перемещаться в трех измерениях (X, Y, Z).

У этого есть свои плюсы: компактность позволяет ему не занимать много места на рабочем столе. Цена этого устройства колеблется от 100 до 200$. Существует также SpaceNavigator для ноутбуков. Это уменьшенный вариант SpaceNavigator. Он в полтора раза меньше аналога для ПК по размеру и вдвое меньше по весу. Поставляется вместе с защитным чехлом, который позволяет безболезненно носить манипулятор с собой.

Все вышеперечисленные устройства подключаются к компьютеру через USB-порт. Питание электричеством также осуществляется через порт и кабель USB.

Orbita Mouse

Этот манипулятор не имеет дополнительных функциональных клавиш, а лишь передаёт информацию компьютеру с трёх осей (X, Y, Z), что позволяет легко работать 3D-объектами. Отличается эта мышь от предыдущих тем, что "общение" с компьютером происходит через беспроводную связь. Цена этого манипулятора около 100$.

Axsotic 3D-Spheric-Mouse

Немецкая компания Axsotic планирует выпустить собственную сферическую 3D-мышь.

Довольно простой в управлении, этот шарик можно не только крутить во все стороны, но также перемещать в любом из шести направлений. Это позволяет совершать немалое число операций с помощью простых движений. Разработчики утверждают, что для работы с этим манипулятором даже не потребуется устанавливать драйверы, а для работы в приложениях понадобятся плагины, которые можно будет скачать с официального сайта. Однако стоимость манипулятора и дата начала продаж пока что не разглашаются.

Подведём итоги

Думаю, вы заметили, насколько проще и удобнее может проходить процесс моделирования при помощи такого инструмента. Одним из минусов является немалая стоимость такого устройства (как говорилось выше, цены варьируются от 100$ до 700$, в зависимости от выбранной модели). Еще одним минусом является то, что на сегодняшний день 3D-манипуляторы поддерживают не все приложения CAD/CAM, CAE и DCC (например, не существует официального плагина для ZBrush). Но, несмотря на это, думаю, что 3D-мышь сможет значительно облегчить работу тем, кто занимается 3D-моделированием.

absinthium

www.kv.by

Тест 3D-манипулятора SpacePilot Pro / Блог компании Top 3D Shop / Geektimes

В 2009 году компания 3DConnexion, принадлежащая Logitech, выпустила линейку манипуляторов для работы с 3D-приложениями SpacePilot Pro и SpaceMouse Pro. Предназначены они в первую очередь для профессионалов 3D-моделирования и дизайна.

Мы протестировали старшую модель линейки – SpacePilot Pro и спешим поделиться нашими результатами.

Внешний вид

Манипулятор Spacepilot Pro производит положительное впечатление с первого взгляда. Вес мыши оказывается неожиданно большим для его размеров, но сделано это специально: благодаря этому устройство надежно фиксируется на столе и не двигается даже при самом активном использовании.

Корпус напоминает приборную панель автомобиля – мягкий матовый пластик, приятный на ощупь, джойстик-манипулятор, окруженный множеством кнопок, LCD-экран. Младшие модели линейки экраном не обладают, но выглядят не менее впечатляюще. В целом, все смотрится качественно и вписывается в рабочее место.

Эргономика

Протестировав мышь в программах 3ds Max, SolidWorks и Maya, мы сделали вывод: рука на этой мыши лежит как влитая. Поддержка кисти выражена несильно, но это и не требуется. Нажатия клавиш, в основном, производятся большим пальцем и мизинцем, и для этого практически не приходится двигать кистью. Расположены они продуманно, и после небольшого привыкания быстро начинаешь работать не глядя.

Джойстик навигации покрыт резиной, держаться за него удобно. Производитель рекомендует обустраивать рабочее место таким образом, чтобы работать с 3D-мышью рукой, свободной от обычной мыши. Поскольку манипулятор симметричен по продольной оси, это остается на ваше усмотрение – работать удобно обеими руками.

Все вышесказанное относится ко всей линейке мышей от 3D Connexion, однако мышь SpaceMouse Pro Wireless к тому же беспроводная, что еще сильнее повышает удобство использования. Тактильные ощущения не отстают от визуальных – всё на уровне, необходимом для профессиональной работы.

Функционал

Данная 3D-мышь облегчает и ускоряет работу в 3D-приложениях, помогает с ориентацией в пространстве приложения. Обеспечивается это ручкой 3Dconnexion Cap с шестью степенями свободы.

С её помощью можно вращать и двигать объект или камеру во всех плоскостях, не отрывая пальцев от джойстика. Дополнена она функциональными клавишами, которые позволяют как изменить характер работы джойстика, так и заменяют стандартные клавиши на клавиатуре. Благодаря этому руку приходится переносить с 3D-мыши на клавиатуру и обратно не так часто.

LCD-экран, присутствующий только на топовой модели линейки, способен выводить подсказки о функциях программируемых клавиш, позволяет работать с почтой, Outlook, просматривать ленту RSS, и это только по умолчанию – его легко можно настроить под свои нужды.

Как и любой профессиональный инструмент, 3D-мышь требует привыкания. Производитель позаботился об этом и включил в комплект ПО, поставляемого вместе с мышью, небольшой тренажер, тест на скорость и даже мини-игру. После прохождения всего этого можно уже вполне уверенно использовать мышь в нужном вам приложении.

Поначалу использование манипулятора будет немного отвлекать и замедлять работу, но в процессе привыкания начинаешь обращать внимание на неоспоримые достоинства SpacePilot – плавность движений, удобство расположения кнопок, комфортное расположение руки. Привычные операции, такие как масштабирование и вращение, будут требовать меньше кликов мыши и лишних движений, и со временем производительность начнет увеличиваться по сравнению со связкой мышь + клавиатура. Вопрос лишь во времени, которое потребуется на тренировку.

Для примера рассмотрим работу с манипулятором в 3Ds Max 2013. После установки драйверов с сайта производителя 3Ds Max распознал мышь и сразу начал без проблем с ней работать. Отклик на движения ручки прекрасный, распознаются даже малейшие движения, однако, присутствует и комфортная мертвая зона. Блок клавиш справа от ручки позволяет быстро переключаться между видами – фронтальным, сверху, справа и изометрическим, а также вращать по часовой стрелке или против.

Блок клавиш слева содержит модификаторы клавиш (Shift, Escape, Alt, Control), а также функциональные клавиши для быстрого доступа к функциям программы – отмена действия, RMPro, воспроизведение анимации и прочее. Всего можно назначить до 10 действий. А чтобы не запутаться в них, на ЖК-экран устройства будут выводиться подсказки о функциях той или иной клавиши этого блока.

Функционал SpacePilot Pro не ограничивается одними лишь 3D-приложениями. Он может быть полезен и при повседневном использовании ПК, при работе в Photoshop, Word, браузерах, заявлена также поддержка Google Earth и даже некоторых игр. Список совместимых приложений на данный момент включает в себя 3ds Max, Maya, SolidWorks, Blender, Cinema 4D, Autocad, SketchUp!, Photoshop и множество других. Полный список доступен на сайте производителя.

Из недостатков хочется отметить лишь легко пачкающиеся поверхности ручки и панели ЖК-экрана, которые так и притягивают к себе пыль и отпечатки пальцев. Сюда же можно отнести и цену устройства: на старшую модель цены стартуют от 575$. Однако, модели помладше немногим уступают старшему брату в функционале, а стоят дешевле: SpaceMouse Pro, отличающуюся только отсутствием экрана, можно приобрести за 403$. Если же вам необходима только 3D-мышь без дополнительных функций, можно приобрести и её: к вашим услугам SpaceNavigator по цене от 150$.

В остальном, претензий к мыши нет никаких: заявленные функции она выполняет отлично, собрана качественно, из хороших материалов.

Заключение

Компания 3DConnexion предоставила инструмент для настоящих профессионалов. Внешний вид и функциональность полностью оправдывают его цену, стоит лишь привыкнуть к нему и начать использовать все возможности на полную. Возможностей у него оказывается даже больше, чем кажется поначалу. Она действительно способна ускорить и упростить работу в 3D-приложениях.

geektimes.ru


Смотрите также