Урок литературного чтения на тему "Басня. И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь». Какой была мышка в басне страшный зверь


Методическая разработка по чтению (2 класс) на тему: Урок литературного чтения.И.А.Крылов "Лебедь,Щука и Рак". Л.Н.Толстой "Страшный зверь" | скачать бесплатно

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4»

Учебно-методический комплект

«Начальная школа XXI века»

под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Литературное чтение          2 класс

                        Учитель: Масленникова Галина Ниловна

И.А. Крылов

«Лебедь, Щука и Рак»,

Л.Н. Толстой

«Страшный зверь»

Цели:

  • познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;
  • учить выделять общие признаки и отличительные особенности произведений;
  • работать над выразительным чтением басен, учить выделять мораль-поучение;
  • развивать речь учащихся, совершенствовать их читательский опыт, расширять словарный запас;
  • воспитывать на живом примере важные жизненные правила, нравственные качества.

Оборудование: портреты И.А. Крылова, Л. Толстова, детские издания (книги) этих авторов, надписи, таблицы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Звенит звонок – начинается урок.

Сейчас урок чтения. А чтение – (дети хором) лучшее учение. Садитесь.

  1. Речевая разминка. (Приложение 1)
  1. Проверка домашнего задания.

На доске: «Живой цветок» (Приложение 2)

- О каком лепестке живого цветка русского народа шла речь на прошлом уроке? (скороговорки)

- Что же такое скороговорка? (Скороговорка -  это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова)

- Какие вы приготовили скороговорки?

  • А сейчас прочитаем скороговорку на доске медленно. (Приложение 3)
  • А теперь прочитаем, выделяя голосом первое слово.
  • Второе.
  • Третье.
  • Зачем же нам необходимо использовать в своей речи скороговорки?
  1. Объявление темы урока. Работа по теме урока.

- Наш урок сегодня посвящён человеку мудрому, доброму и проницательному (вывешиваю портрет И.А. Крылова), которого А. Пушкин называл «самым народным поэтом»

1. Работа с книжной выставкой.

  • Посмотрите на выставку книг (1 ученик у доски читает название каждой книги и её автора).
  • Что же объединяет нашу выставку? (у всех книг один автор – И. Крылов)
  • Нашу выставку мы так и озаглавим «Книги И.А. Крылова» (табличка на доске).

2. Сообщение целей и задач урока.

  • Нам предстоит узнать, каковы особенности книг Крылова, их жанр.

3. Работа по теме урока.

  • Можно ли, глядя только на обложки книг, определить героев его произведений? (ответы детей)
  • Да, героями книг И. Крылова являются животные и различные предметы. Сегодня мы познакомимся с произведением «Лебедь, рак и щука» (на доске картинки этих животных). Это лебедь,  рак и щука (учитель показывает) – герои произведения.
  • Что же общего у них? (их жизнь связана с водой).
  • Послушайте произведение (учитель читает наизусть).
  • Что же заставило вас улыбнуться? (глупые герои тянули в разные стороны).
  • Каким был ваш смех?
  • Случайно ли Крылов подобрал этих героев? (нет. Они все живут в воде и могли бы воз сдвинуть с места).

4. Выявление жанра произведения.

  • Что же я прочитала: стихотворение, сказку или что-то другое?
  • Назовите признаки стихотворения (рифма)
  • Докажите, что события, о которых вы узнали, могли произойти в сказке (герои – животные)
  • Это не стихотворение и не сказка, а как назвать? (вывешиваю слово БАСНЯ)
  • Попробуйте объяснить, что такое басня.
  • Сравните свои мысли с объяснением в учебнике «Литературное чтение», стр. 49.
  • Итак ( на доске таблица): Басня – краткое

                                                               иносказательное

                                                               стихотворение.

  • Прочитайте первые три строчки басни и попробуйте их объяснить.
  • Подумайте, похожи ли они на пословицу? Чем? (похожи, как и пословица содержат поучительный смысл)
  • Эти слова учит, наставляют. Это МОРАЛЬ басни или поучение. Она может быть в начале или в конце басни, значит,

Басня – поучительное

              краткое

                                                               иносказательное

                                                               стихотворение.

5. Составление модели.

  • Откройте карточки-помощницы и определите, как мы обозначим новый жанр – басня. (Один у доски моделирует обложку)

        По жанру – басня, тема – животные, значит, треугольник коричневого цвета.

  • Кого подразумевает автор под образами животных?
  • Какие пороки высмеивает автор?

4. Чтение басни учениками, работа над конкретным содержанием.

  • Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы сдвинуть с места и свезти? (Товарищи)
  • Чего же им не хватило? (Согласия)
  • Прочитайте об этом.

Рабочая тетрадь № 1 «Литературное чтение», стр. 22, вопрос № 2

Укажи стрелочкой близкие по смыслу слова к слову СОГЛАСИЕ

  • А как вы понимаете слово ЛАД.(Карточка с этим словом вывешивается на доску)
  • Прочитайте в учебнике объяснение этого слова.
  • О каком же событии рассказал Крылов? («Однажды Лебедь, Рак и Щука

                                                                             везти с поклажей воз взялись»)

  • Как вы понимаете слово ПОКЛАЖА? (Карточка с этим словом вывешивается на доску)
  • Прочитайте в учебнике объяснение этого слова и проверьте своё мнение.
  • Назовите героев басни, запишите их в тетрадь (вопрос № 1).
  • Прочитайте слово, которое помогает увидеть образ лебедя в басне («Лебедь рвётся в облака.» Он стремительный, упрямый)
  • А рак? («Рак пятится назад». Он неторопливый, видит только свою дорогу)
  • Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ щуки. («Щука тянет в воду». Она тоже делает своё дело)
  • Рабочая тетрадь стр. 22 вопрос № 4. Самостоятельно укажите стрелочкой, кто и что делает.

Найдите и прочитайте слова, которые помогают увидеть усердие животных. («Из кожи лезут вон»)

  • Как вы понимаете эти слова? (Значит прикладывают много усилий)
  • А есть ли результат? (Нет)
  • А как об этом сказал Крылов? («А воз и ныне там»)
  • Это выражение из басни мы часто используем в своей речи, доже не задумываясь о его значении. Такие выражения называются КРЫЛАТЫМИ. А воз и ныне там – значит работа не двигается с места.
  • Какие же недостатки высмеивал Крылов? (Несогласованность действий)

5. Физминутка.

Превратимся в одного из героев басни.

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Спустились над водой,

Качают головой.

Гордо и прямо умеют держаться

И тихо-тихо на воду садятся.

6. Составление цепочки событий, использование «заместителей» (На доске)

               

  • Что же доказывает нам эта схема? (Действия героев были несогласованными).

  • Как же следует читать басню? (Приложение 4)

7. Чтение басни вслух учениками (1-2 ученика)

8. Работа над произведением Л. Толстого «Страшный зверь»

  • Сейчас мы познакомимся с человеком, прожившим долгую жизнь, написавшим много книг для детей. (Портрет вывешивается). Это Лев Николаевич Толстой. Среди его произведений есть и басни. Одну из них вы сейчас послушаете. Попробуйте доказать, что речь действительно идёт о басне.(Чтение басни «Страшный зверь» учителем)

(Это басня, потому что героями являются животные.

Это поучительное произведение)

- Какая мораль у этой басни?

(Пословица на доске: Гладка шёрстка,

                                     Да коготок остёр)

  • Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
  • Подходит ли пословица к этой басни? Почему вы так решили?
  • Учебник, стр.51, чтение вывода.

«В басне Л.Н. Толстого «Страшный зверь» мораль спрятана в тексте. Её нужно понять и объяснить»

- Чтение басни про себя.

  • Какой вы представили себе мышку? Укажите ответ в тетради, стр. 23, вопрос № 4, или придумайте свой вариант.(Глупая, маленькая)
  • Как рассказывала о петухе? А о коте? Тетрадь, стр. 22, вопрос № 2

Страшный                    Кот

Добрый                         Петух

  • Кем же она любуется? А кого боится? Рассмотрите иллюстрации, стр. 50
  • Прочитайте последние слова мыши.
  • Где же мораль? (Здесь скрытая мораль)
  • Стр. 51 учебника, правило.
  • В чём же поучительный смысл?

9. Подготовка и чтение по ролям.

  • Найдите слова автора, старой мыши, мышки.
  • Читаем по ролям (3 человека у доски)
  • Что она имела в виду? (Страшнее кошки для мышей зверя нет)

10. Сравнение двух басен. Обобщение.

  • С какими произведениями мы познакомились.
  • Что общего между ними? (Басни. Есть мораль-поучение)
  • Чем отличаются? (Басня «Лебедь, Щука и Рак» написана в стихотворной форме, басня «Страшный зверь» в прозаической.

В басне И. Крылова мораль находится вначале, в басне Л. Толстого мораль спрятана в тексте.)

  • Что же такое басня? (К определению на доске добавляется словосочетание ИЛИ РАССКАЗ)
  • Чему нас учат басни?
  • Были ли у вас в жизни подобные ситуации?
  • Какая вам басня понравилась больше? Почему?
  • И. А. Крылов, Л. Толстой в своих баснях давали нам советы, как жить. Они хотели, чтобы люди, которые прочитают их басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Многие поколения людей воспитывались на баснях, любили басни и самих баснописцев. И.А. Крылову (показывается фотоснимок памятника) в 1855 году в Петербурге на средства жителей города решено было поставить памятник.
  • Каким его создал скульптор Пётр Карлович Клодт?
  1. Задание на дом.
  • Стр. 48-51, подготовиться к конкурсу чтецов.
  • 1 ряд: написать письмо баснописцам.
  • 2 ряд: вылепить персонажей басен.
  • 3 ряд: сочинить свою басню по какому-нибудь случаю из своей жизни.
  • Урок окончен.

КОГ

СОГ

ПОЙ

КЛА

ВПРЯ

НАМ

КАГ

САГ

ПАЙ

КЛУ

ВПРУ

ТАМ

КУГ

СУГ

ПЕЙ

КЛИ

ВПРИ

НИХ

КИГ

СЫР

ПОКЛ

КЛО

СУДИ

ВОН

КЫГ

СУК

КЛАЖ

КЛЫ

ВЕЗТИ

ВСЁ

Приложение 1.

        

Приложение 3.

        

Приложение 4

Быстро.

Легкомысленно

Рассуждая

Не торопясь

Раздумывая

nsportal.ru

И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак", Л.Н. Толстой "Страшный зверь"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;
  • учить выделять общие признаки и отличительные особенности произведений;
  • работать над выразительным чтением басен, учить выделять мораль-поучение;
  • развивать речь учащихся, совершенствовать их читательский опыт, расширять словарный запас;
  • воспитывать на живом примере важные жизненные правила, нравственные качества.

Оборудование: портреты И.А. Крылова, Л. Толстова, детские издания (книги) этих авторов, надписи, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок – начинается урок.

Сейчас урок чтения. А чтение – (дети хором) лучшее учение. Садитесь.

II. Речевая разминка.

(Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

III. Проверка домашнего задания.

На доске: “Живой цветок” (Приложение 4)

– О каком лепестке живого цветка русского народа шла речь на прошлом уроке? (скороговорки)

– Что же такое скороговорка? (Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова)

– Какие вы приготовили скороговорки?

  • А сейчас прочитаем скороговорку на доске медленно. (Приложение 5)
  • А теперь прочитаем, выделяя голосом первое слово.
  • Второе.
  • Третье.
  • Зачем же нам необходимо использовать в своей речи скороговорки?

IV. Объявление темы урока. Работа по теме урока.

– Наш урок сегодня посвящён человеку мудрому, доброму и проницательному (вывешиваю портрет И.А. Крылова), которого А. Пушкин называл “самым народным поэтом”

1. Работа с книжной выставкой.

  • Посмотрите на выставку книг (1 ученик у доски читает название каждой книги и её автора).
  • Что же объединяет нашу выставку? (у всех книг один автор – И. Крылов)
  • Нашу выставку мы так и озаглавим “Книги И.А. Крылова” (табличка на доске).

2. Сообщение целей и задач урока.

  • Нам предстоит узнать, каковы особенности книг Крылова, их жанр.

3. Работа по теме урока.

  • Можно ли, глядя только на обложки книг, определить героев его произведений? (ответы детей)
  • Да, героями книг И. Крылова являются животные и различные предметы. Сегодня мы познакомимся с произведением “Лебедь, рак и щука” (на доске картинки этих животных). Это лебедь, рак и щука (учитель показывает) – герои произведения.
  • Что же общего у них? (их жизнь связана с водой).
  • Послушайте произведение (учитель читает наизусть).
  • Что же заставило вас улыбнуться? (глупые герои тянули в разные стороны).
  • Каким был ваш смех?
  • Случайно ли Крылов подобрал этих героев? (нет. Они все живут в воде и могли бы воз сдвинуть с места).

4. Выявление жанра произведения.

  • Что же я прочитала: стихотворение, сказку или что-то другое?
  • Назовите признаки стихотворения (рифма)
  • Докажите, что события, о которых вы узнали, могли произойти в сказке (герои – животные)
  • Это не стихотворение и не сказка, а как назвать? (вывешиваю слово БАСНЯ)
  • Попробуйте объяснить, что такое басня.
  • Сравните свои мысли с объяснением в учебнике “Литературное чтение”, стр. 49.
  • Итак (на доске таблица):

Басня – краткое иносказательное стихотворение.

  • Прочитайте первые три строчки басни и попробуйте их объяснить.
  • Подумайте, похожи ли они на пословицу? Чем? (похожи, как и пословица содержат поучительный смысл)
  • Эти слова учит, наставляют. Это МОРАЛЬ басни или поучение. Она может быть в начале или в конце басни, значит,

Басня – поучительное краткое иносказательное стихотворение.

5. Составление модели.

  • Откройте карточки-помощницы и определите, как мы обозначим новый жанр – басня. (Один у доски моделирует обложку)

По жанру – басня, тема – животные, значит, треугольник коричневого цвета.

  • Кого подразумевает автор под образами животных?
  • Какие пороки высмеивает автор?

4. Чтение басни учениками, работа над конкретным содержанием.

  • Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы сдвинуть с места и свезти? (Товарищи)
  • Чего же им не хватило? (Согласия)
  • Прочитайте об этом.

Рабочая тетрадь № 1 “Литературное чтение”, стр. 22, вопрос № 2

Укажи стрелочкой близкие по смыслу слова к слову СОГЛАСИЕ

  • А как вы понимаете слово ЛАД.(Карточка с этим словом вывешивается на доску)
  • Прочитайте в учебнике объяснение этого слова.
  • О каком же событии рассказал Крылов? (“Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись”)
  • Как вы понимаете слово ПОКЛАЖА? (Карточка с этим словом вывешивается на доску)
  • Прочитайте в учебнике объяснение этого слова и проверьте своё мнение.
  • Назовите героев басни, запишите их в тетрадь (вопрос № 1).
  • Прочитайте слово, которое помогает увидеть образ лебедя в басне (“Лебедь рвётся в облака.” Он стремительный, упрямый)
  • А рак? (“Рак пятится назад”. Он неторопливый, видит только свою дорогу)
  • Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ щуки. (“Щука тянет в воду”. Она тоже делает своё дело)
  • Рабочая тетрадь стр. 22 вопрос № 4. Самостоятельно укажите стрелочкой, кто и что делает.

Найдите и прочитайте слова, которые помогают увидеть усердие животных. (“Из кожи лезут вон”)

  • Как вы понимаете эти слова? (Значит прикладывают много усилий)
  • А есть ли результат? (Нет)
  • А как об этом сказал Крылов? (“А воз и ныне там”)
  • Это выражение из басни мы часто используем в своей речи, доже не задумываясь о его значении. Такие выражения называются КРЫЛАТЫМИ. А воз и ныне там – значит работа не двигается с места.
  • Какие же недостатки высмеивал Крылов? (Несогласованность действий)

5. Физминутка.

Превратимся в одного из героев басни.

Лебеди летят, Крыльями машут. Спустились над водой, Качают головой. Гордо и прямо умеют держаться И тихо-тихо на воду садятся.

6. Составление цепочки событий, использование “заместителей” (На доске)

  • Что же доказывает нам эта схема? (Действия героев были несогласованными).
  • Как же следует читать басню? (Приложение 6)

7. Чтение басни вслух учениками (1-2 ученика)

8. Работа над произведением Л. Толстого “Страшный зверь”

  • Сейчас мы познакомимся с человеком, прожившим долгую жизнь, написавшим много книг для детей. (Портрет вывешивается). Это Лев Николаевич Толстой. Среди его произведений есть и басни. Одну из них вы сейчас послушаете. Попробуйте доказать, что речь действительно идёт о басне.(Чтение басни “Страшный зверь” учителем)

(Это басня, потому что героями являются животные.

Это поучительное произведение)

– Какая мораль у этой басни?

(Пословица на доске: Гладка шёрстка,

Да коготок остёр)

  • Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
  • Подходит ли пословица к этой басни? Почему вы так решили?
  • Учебник, стр.51, чтение вывода.

“В басне Л.Н. Толстого “Страшный зверь” мораль спрятана в тексте. Её нужно понять и объяснить”

– Чтение басни про себя.

  • Какой вы представили себе мышку? Укажите ответ в тетради, стр. 23, вопрос № 4, или придумайте свой вариант.(Глупая, маленькая)
  • Как рассказывала о петухе? А о коте? Тетрадь, стр. 22, вопрос № 2
Страшный Кот
Добрый Петух
  • Кем же она любуется? А кого боится? Рассмотрите иллюстрации, стр. 50
  • Прочитайте последние слова мыши.
  • Где же мораль? (Здесь скрытая мораль)
  • Стр. 51 учебника, правило.
  • В чём же поучительный смысл?

9. Подготовка и чтение по ролям.

  • Найдите слова автора, старой мыши, мышки.
  • Читаем по ролям (3 человека у доски)
  • Что она имела в виду? (Страшнее кошки для мышей зверя нет)
  •  

10. Сравнение двух басен. Обобщение.

  • С какими произведениями мы познакомились.
  • Что общего между ними? (Басни. Есть мораль-поучение)
  • Чем отличаются? (Басня “Лебедь, Щука и Рак” написана в стихотворной форме, басня “Страшный зверь” в прозаической.

В басне И. Крылова мораль находится вначале, в басне Л. Толстого мораль спрятана в тексте.)

  • Что же такое басня? (К определению на доске добавляется словосочетание ИЛИ РАССКАЗ)
  • Чему нас учат басни?
  • Были ли у вас в жизни подобные ситуации?
  • Какая вам басня понравилась больше? Почему?
  • И. А. Крылов, Л. Толстой в своих баснях давали нам советы, как жить. Они хотели, чтобы люди, которые прочитают их басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Многие поколения людей воспитывались на баснях, любили басни и самих баснописцев. И.А. Крылову (показывается фотоснимок памятника) в 1855 году в Петербурге на средства жителей города решено было поставить памятник.
  • Каким его создал скульптор Пётр Карлович Клодт?

11. Задание на дом.

  • Стр. 48-51, подготовиться к конкурсу чтецов.
  • 1 ряд: написать письмо баснописцам.
  • 2 ряд: вылепить персонажей басен.
  • 3 ряд: сочинить свою басню по какому-нибудь случаю из своей жизни.
  • Урок окончен.

Фото

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

,

. .

— , , . , .

:

— , ?

:

. : .

:

— .

:

— , .

:

— , , .

. , . . , . , : « , ! ».

, , ,  

. . , .

— , — , — .

,

. , — , . . : « . , . , , ». , — . , . , , .

: , . , , .

, :

— , , ?

:

— . ?

( — — , .

, .

, : « ».

. , :

— , , — , ! , , , .

razdeti.ru

Урок литературного чтения на тему "Басня. И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь».

Урок литературного чтения во 2 классе

УМК: «Начальная школа ХХI века»

Тема: Басня. И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л. Толстой «Страшный зверь».

Цель: создать благоприятные условия для ознакомления с басней.

Планируемые результаты

- Предметные:

познакомятся с новым литературным жанром, выявят особенности произведения, познакомятся с новыми литературоведческими понятиями: «басня», «мораль», «баснописец», научатся читать басни выразительно, стараясь передать чувства и настроение автора, выделять главную мысль произведения при помощи учителя

- Метапредметные:

регулятивные: принимать и сохранять цели учебной деятельности под руководством учителя, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей

познавательные: овладевать навыками смыслового чтения произведений, сравнивать разные тексты, преобразовывать объект из чувственной формы в модель

коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

- Личностные:

проявлять интерес к чтению классической литературы, правильно оценивать поступки героев произведения с точки зрения моральных норм, воспитывать чувство коллективизма

Оборудование: презентация к уроку.

I. Мотивация к деятельности

-- Сегодня на уроке вы будете не только думающими учениками, но и хорошими чтецами, внимательными слушателями и вдумчивыми читателями!

II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Рабочие руки» наизусть.

Нарисуйте соответствующий смайлик в каждом столбце таблицы, оценивая выразительность собственного чтения по следующим критериям:

Таблица оценивания

- Если у вас во всех столбцах стоят улыбающиеся смайлики, значит вы - замечательные чтецы, если в 4-х столбцах, вы - очень хорошие чтецы, если в 3-х, вы – хорошие чтецы, если у вас менее трёх улыбающихся смайликов, то вам надо ещё поработать над выразительностью чтения.

- Произведение какого литературного жанра вы читали? (Стихотворение). Назовите особенности этого жанра. Какие жанры вы ещё знаете?

III. Выявление места и причины затруднения.

- Сегодня мы будем читать произведения нового литературного жанра - басни. Можете ли вы сказать, что такое басня? (Нет.)

- Почему? (Мы не изучали басни.)

- Какова задача нашего урока? (Познакомиться с новым литературным жанром).

- Правильно, ещё нам необходимо выявить особенности жанра, научиться читать басни выразительно.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Давайте составим план наших действий по решению задач урока.

- Как вы считаете, с чего нужно начать нашу работу? (С чтения произведения.)

- Каким будет следующий шаг? (Определим главную мысль произведения.)

- Затем? (Попытаемся определить, что такое басня?)

- Если это новый жанр, значит, что ещё мы должны научиться делать? (Научимся моделировать обложку.)

Что необходимо сделать в завершении работы? (Научимся читать басню выразительно.)

V. Реализация построенного проекта. Работа над басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

1. Прогнозирование содержания произведения по иллюстрации.

- Рассмотрите иллюстрацию и попытайтесь определить, о чём эта басня.

(Дети высказывают свои предположения).

2. Слушание басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

- Сейчас вы будете внимательными слушателями. Послушайте произведение и определите, оправдались ли ваши предположения.

(Учитель включает аудиозапись басни в исполнении И. Ильинского.)

- Понравилась вам басня?

(Дети отвечают.)

- О чём это произведение?

(О том, как Лебедь, Щука и Рак пытались везти воз.)

- Получилось у героев это сделать? (Нет.)

- Почему?

(Они тянули воз в разные стороны.)

- Какие эмоции вызвала басня? (Смех.)

3. Чтение басни про себя.

- А сейчас вы будете вдумчивыми читателями. Прочитайте басню про себя, подчеркните непонятные слова.

4. Словарная работа.

На доске слова:

Лад – согласие, мир, порядок.

Мука - сильное физическое страдание.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи,

груз, багаж.

Воз – колёсная повозка или сани с кладью.

Впряглись – в повозку, в телегу; принялись

за трудную работу.

Ныне – теперь, в настоящее время.

Из кожи лезут вон – стараются изо всех сил.

5. Работа по содержанию произведения.

-Поработаем с текстом басни и найдём слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

- Найдите, как в басне описан Лебедь, какие действия он совершает?

( «Лебедь рвётся в облака».)

- Верно, он стремительный, упрямый, быстрый.

Какие действия совершает Рак?

(«Рак пятится назад».)

- Правильно, этот герой неповоротливый, нерасторопный, идёт назад.

- А какие же действия совершает Щука?

( «Щука тянет в воду».)

- Действительно, она упрямая, только своё дело знает.

- Обратите внимание, как точно передаёт Крылов характер каждого героя. Какие слова говорят о том, что они всё-таки очень стараются? («Из кожи лезут вон»).

- Подумайте, почему же герои басни не смогли сдвинуть воз? (Они не смогли договориться, делали всё врозь).

5. Знакомство с новыми литературоведческими понятиями (определениями): басня, мораль, баснописец, моделирование обложки

- А сейчас вы будете мыслящими учениками: попробуйте объяснить, что такое басня. (Дети пытаются объяснить).

Сравни свой ответ с предлагаемым объяснением в учебнике. (Дети проверяют по учебнику).

- Прочитайте строчки, в которых заключена главная мысль басни. На что они похожи? (На пословицу). Чем? (Эти слова учат, наставляют.) Это мораль басни (поучение). Прочитайте об этом в учебнике.

- Почему «воз и ныне там»? (Нет согласия, единства).

- Прочитайте фамилию автора. Знаешь ли ты другие басни И. Крылова? Прочитайте, в учебнике, как называется писатель, сочиняющий басни. (Дети читают определение баснописца).

Затем учитель открывает в презентации портрет И. Крылова, коротко рассказывает о жизни и творчестве писателя.

- Что можем выполнить теперь? (Модель обложки).

Учитель просит найти в печатной тетради заместитель жанра «басня».

(Дети составляют модель обложки.)

Фамилия автора

Басня

Заголовок

6. Работа над выразительностью чтения.

Выбор тона, темпа чтения, выделение морали, подбор интонации.

VII. Самостоятельная работа с текстом басни Л. Толстого «Страшный зверь».

  1. Самостоятельное чтение басни.

  2. Работа в парах.

(Ученики в парах выполняют задания к басне в учебнике.)

  1. Проверка работы в парах.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Дополните таблицу информацией о баснях.

Сравнение басен.

IХ. Рефлексия.

- Назовите особенности басни. (В басне есть мораль).

- Когда можно добиться успеха, победы в чём-то? (Когда действуешь согласованно, сплочённо).

Молодцы! Вы были на уроке хорошими чтецами, внимательными слушателями и вдумчивыми читателями.

Х. Домашнее задание:

выучить басню И. Крылова, выполнить задания в тетради к басне Л. Толстого «Страшный зверь».

infourok.ru

Ход урока - стр.4

Урок15. Г. Сатир «Рабочие руку»

Цели: • Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Формирование теоретического аппарата. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопрос

Ответ

Какое произведение вы прочитали дома?

Рассказ А. Рубинова «Ступенька».

Кратко расскажите, о чем этот рассказ.

(Краткий пересказ).

Как бабушка предложила выя­вить, кто из внуков трудолюбивей?

Тот, кто починит ступеньку без напоминания.

Как еще можно назвать Толю?

Заботливым.

В чем проявляется его забота? Прочитайте.

«Нужно сейчас же починить крыльцо. Дедушка с бабушкой могут упасть».

С каким литературоведческим понятием вы познакомились дома?

Абзац.

Что это?

Абзац - это красная строка, отступ в начале строки. Рассказ начинается с красной строки.

Перескажите рассказ по плану, предложенному на странице 154 учебной хрестоматии._

II.Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Мы прочитаем сегодня произ­ведение, в котором также затра­гивается тема труда. .

Прочитайте стихотворение Г. Сапгира «Рабочие руки» на странице учебника 49.

О чем это стихотворение?

О труде, о рабочих, трудолюбивых руках.

Как в стихотворении автор называет такие руки?

Охочие.

Прочитайте, что это значит (страница учебника 49).

Имеющие желание, или охоту, что-то делать.

Часто ли мы употребляем это слово в разговорной речи?

Нет.

Это устаревшее слово.

Укажите рифмы в стихотворении.

Рука - в округе; Самокат - смастерят; Старушке - игрушки; В беде - везде; Пока ученика; Рабочие - охочие.

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 20 № 1.

Добрые, умелые, рабочие, к делу охочие.

РТ «Литературное чтение»: стр. 20 № 3.

Смастерят, дров принесут, починят, выручат, помогут.

IV. Домашнее задание. 1. Прочитайте сказку «Айога» на страницах 119-122 учебной хрестоматии.

2. Выполните задания к тексту.

Урок16. И. Крылов

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Познакомиться с новым жанром литературы. Расширение словарного теоретического аппарата. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Вопрос

Ответ

Какую сказку вы прочитали дома?

Нанайская народная сказка «Айога».

Проверку домашнего задания следует проводить по заданиям, предложенным в РТ «Литературное чтение» (страница 21).

В задании № 3 предлагается дописать определение диалога. Авторское определение дано на странице 9 в учебнике.

II.Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Сегодня мы познакомимся с новым жанром литературы - это басня.

Прочитайте определение басни на странице 52 учебника.

Писателей, сочиняющих басни, называют баснописцами. Прочи­тайте определение на странице учебника 53.

Басня - это поучительное произведение.

Мы прочитаем с вами басню Ивана Андреевича Крылова «Ле­бедь, Щука и Рак».

Все ли слова в басне вам понятны?

Нет. Что такое лад, поклажа?

Определение новых слов найдите на странице учебника 52.

Можно ли назвать басню большой пословицей?

Да. В басне мудрость спрятана за образами животных. Смысл нужно додумать самому, в пословице все лежит на поверхности.

Прочитайте первые три строчки басни. Как вы их понимаете?

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

Похожи ли эти слова на пословицу? Чем?

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

А теперь сравните свои доводы с авторским определением. Прочитайте «подсказку» на странице учебника 52.

Почему героям не удалось тронуть воз с места?

Возможности и потребности животных разные. А за образами животных скрыты пороки людей. Поэтому «на лад их дело не пойдет».

Какие басни Крылова вам еще знакомы?

«Ворона и лисица», «Волк и ягненок» и т.д.

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 1.

Лебедь, Щука и Рак.

РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 2.

Лад, единство.

РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 3.

Допишите предложение (дома): Его перу принадлежат такие произведения, как

Баснописец.

IV. Домашнее задание. 1. Выучите наизусть басню И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

2. Прочитайте несколько басен самостоятельно. 3. Допишите предложение, начатое в классе.

Урок 17. Л. Толстой «Страшный зверь»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Научиться выявлять особенности художественных произ­ведений. Формирование навыка монологической речи. Формирование литературоведческих представлений и понятий; Познакомиться с новым произведением; Проверка полученных знаний.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть басни И. Крылова.

Как вы закончили домашнее предложение?

Вопрос

Ответ

На прошлом занятии мы поз­накомились с понятием басни. Напомните определение басни.

Поучительное произведе­ние, в котором высмеиваются недостатки и пороки людей.

На какой род литературы похожи басни Крылова?

На стихотворения.

Почему?

Есть рифмы.

Сегодня прочитаем басню Л. Н. Толстого. Она представляет собой поучительный рассказ, или сказку.

Расскажите, какими вы представляете маленькую мышку и старую мышь?

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

Прочитайте, как мышка рассказывала о петухе.

«...страшный, ходит по двору вот так: ноги у него красные, гребешок красный, нос крючком. Кричит громко...»

Какое впечатление у мышки от кошки?

Добрая.

Как построено произведение? Каким литературоведческим поня­тием называется разговор двух героев?

Диалог.

В этой басне мораль спрятана в тексте. Ее надо понять и объяснить. Попробуйте это сделать.

Не все красивое излучает добро. Внешность обманчива.

Прочитайте басню по ролям.

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 1.

Басня.

РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 2.

Страшный петух. Добрый кот.

РТ «Литературное чтение»: стр. 23№ 3.

Лев Николаевич Толстой..

РТ «Литературное чтение»: стр. 23 № 4.

Глупая.

IV. Домашнее задание. 1. РТ «Литературное чтение»: стр. 23 № 5.

2. Прочитайте первую часть рассказа М. Зощенко «Самое главное» (учебник, страницы 55-56).

Урок 18. М Зощенко «Самое главное»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Формирование литературоведческих представлений и понятий.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ «Литературное чтение».

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Дома вы начали читать рассказ М. Зощенко «Самое главное». Я продолжу чтение, а потом мы проанализируем текст.

Перескажите первую часть рассказа, которую дома вы прочитали самостоятельно. (Тем самым выявляется наличие выполненного домашнего задания).

Пересказ первой части.

Чему Андрюшу учила мама?

Быть храбрым, сильным, умным, уметь грамотно при­менять свои знания на практике.

Понравился ли вам герой рассказа - Андрюша рыженький? Чем?

Какие еще рассказы о детях вы знаете? Вспомните, какие произведения вы изучали в первом классе

(Самостоятельные рассуждения учеников).

С. Баруздин «Человеки», «Красные уши», «Петрушка».

Н. Носов «Фантазеры».

Е.Я. Ильина «Шум и Шумок», «Чик-чик нож­ницами».

Н.П. Саконская «Мы с мамой».

В.В. Чаплина «Мушка».

В. Драгунский «Что любит Мишка».

К. Ушинский «Играющие собаки».

Л.Н. Толстой «Косточка».

.

И. Северянин «Ее пи­томцы».

Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное», «Бумажный змей», «Пичугин мост».

В. Осеева «Кто наказал

его?», «Чик-чик ножницами»,

«Три товарища», «Печенье»,

«Кто хозяин?», «Просто старушка».

Агния Барто «Я - лишний».

Я. Аким «Мама».

Э. Успенский «Все в порядке».

М. Пляцковский «Добрая лошадь».

В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится».

С. Востоков «Кто кого».

И. Бутмин «Трус».

В. Берестов «Сережа и гвозди».

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 24 № 1.

Он был трусливый мальчик. Он всего боялся.

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 № 2.

Храбрых.

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 № 3.

(Самостоятельные рассуждения учеников).

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 № 4.

1. Быть храбрым.

2. Быть сильным.

3. Иметь смекалку.

4. -

5. Иметь знания.

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 № 5.

Землю красит солнце, а человека - труд.

IV. Домашнее задание. 1. Подготовьте подробный пересказ рассказа, опираясь на план, предложенный в РТ «Литературное чтение»: стр. 25 № 4.

2. Учебная хрестоматия: В. Осеева «Волшебная иголочка», начать читать сказку на страницах 123-128 (до слов «А ночка черная уже надвигается...»).

gigabaza.ru

2

. .

. , :

— , , — , ! , , , .

, . . :

— , ! , .

* * *

( — — , .

, .

, : « ».

* * *

: , . , , .

, :

— , , ?

:

— . ?

:

— , — , .

* * *

. , . . , .

* * *

,

. , — , . . : « . , . , , ». , — . , . , , .

* * *

, . , . , . , , , .

* * *

. . , .

— , — , — .

* * *

. , . . , . , : « , ! ».

, , ,

* * *

. , , . , . , , .

:

— , . , , . , . , , , .

— , — , — - . , - , .

* * *

. : .

:

— .

:

— , .

:

— , , .

. . , , :

— ?

:

— , , .

:

— , , , .

, .

, . , ; . ,   : .

* * *

,

. .

— , , . , .

:

— , ?

:

— : , , , . , , , , .

— , — . — , . , ?

— . , , , , ...

:

— , . .

* * *

.

:

— , , ?

:

— .

— , .

:

— , . — .

— , — . — , , , .

— , , — . — .

. , , .

:

— , , ?

— , — .

— ?

— , . , .

— , , , — . — . , .

* * *

:

— , , , — . , .

. , , , . :

— , , .

, , .

* * *

, .

:

— , , , , .

: .

* * *

, , , .

:

— ? . , .

. , , .

* * *

: . .

: « ? »

: « : ».

: « , ».

* * *

:

— , , .

. , .

:

— , , , .

:

— , , .

* * *

. , . .

, , .

* * *

.

:

— , : ; , .

.

:

— , , .

. , .

— , — , — ! , , .

* * *

. , : .

:

— , , , , .

. .

. , . , .

:

— , . .

, , . .

— , — , — . , .

* * *

, .

:

— , .

:

— ? .

, . : , , , — .

* * *

.

.

:

— ! , — , . , , , , , — .

.

— . :

— , ?

:

— , : , .

* * *

. .

:

— .

:

— , , , , , . , — .

:

— , , .

, :

— , . . , .

* * *

; .

, , :

— ?

:

— , .

, .

:

— .

.

:

— .

. , .

: , , .

:

— ?

:

— , !

, — .

* * *

, ; .

:

— !

, .

.

. :

— - , , ; , , — .

* * *

, , : «, ! !»

: . , — .

: «, , !»

, - , — .

: — .

:

2

2

2

2 : . -

ped-kopilka.ru

План-конспект урока по чтению (3,4 класс) на тему: Литературное чтение. Басни И.А. Крылова. | скачать бесплатно

                                 КОНСПЕКТ   УРОКА

                           по литературному чтению ( 4 класс)

                     (Образовательная система «Школа 2100»)

                                                                                              Урок подготовила:

                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                              МОУ - СОШ  № 1

                                                                                              Хлопова Марина Викторовна.

                                                  Красный Кут

                                                        2010 г.

   

ТЕМА:  БАСНИ  И.А.КРЫЛОВА  «Мышь и крыса».

ЦЕЛЬ:  1. Формирование представления у учащихся о баснях, как древнем жанре

        в литературе. Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова.

               2. Развитие навыков выразительного чтения, умение анализировать    

                   литературный текст и оценивать свои ответы, расширение кругозора

                   учащихся.

               3. Воспитывать любовь к литературе, к книгам, к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ:  учебник, тетрадь по чтению, словарик, выставка книг

                                     И.А.Крылова, портрет И.А.Крылова, рисунок к басне

                                     «Мышь и крыса», пластинка с записью басни

                                     «Мышь и крыса», костюм лисицы, вороны, магнитофон,

                                      кассета (для физминутки), презентация к басни.

                                        ХОД    УРОКА:

  1. Орг. момент.
  1. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова «Мышь и крыса».

- Но сначала я хочу задать вам несколько вопросов по материалу прошлого урока.

- Над каким жанром мы работали?

- Как этот жанр ещё называют в литературе?

  ( по-другому его ещё  считают одним из древних жанров литературы)

- Слово «басня» - просторечное, заимствованное или современное?

  (слово «басня» - просторечное и заимствованное, потому что оно пришло к нам         с древнегреческого языка).

- От кого мы впервые услышали о баснях?

( Басня – появилось в литературе ещё в Древней Греции. Особенно много басен создал древнегреческий писатель – баснописец Эзоп. Считается, что именно он ввёл в литературу этот вид произведений. Эзоп жил очень давно, более тысячи пятисот лет тому назад, басни свои он писал на стихами , а прозой.)

- Кто переработал басни Эзопа?

  ( В Древнем Риме басни на латинском языке создавал Федр. Многие из его басен являются творческой переработкой басен Эзопа.)

- А кто в России считается уникальным баснописцем?

(Лучшим по праву считается И.А.Крылов.)

- Какие слова адресовал для него А.С.Пушкин?

(А.С.Пушкину, великому русскому поэту, современнику баснописца, очень нравилось крыловское «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Крылов превзошёл всех нам известны баснописцев…)

- Расскажите, что вы знаете об И.А.Крылове?

(Родился будущий знаменитый писатель в семье армейского офицера. Ему было 10 лет, когда умер отец. Семья, и без того небольшая, осталась без всяких средств к существованию. Крылов был вынужден пойти работать. На досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он своими баснями.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ  УРОКА.

- Что такое басня?

(Это небольшое, чаще всего стихотворное произведение. В басне обязательно должно быть поучение, совет или насмешка над дурным поступком).

- В чём заключается главная мысль басни?

(В баснях Крылова обычно действуют не люди, а звери, но ведут они себя по-человечьи- спорят, ссорятся, мирятся… Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным.)

- Какие из басен И.А.Крылова вы знаете?

Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И.А.Крылова. Вам нужно будет угадать её название и к концу урока выучить басню наизусть.

  1. Окрытие новых знаний.

 

  1. Выразительное чтение наизусть басни «Стрекоза и Муравей» (3чел.)

- Оцените чтение ребят.

- Подберите пословицу к этой басне.

Кто не работает, тот не ест.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  1. Выразительное чтение наизусть басни «Кот и Повар» (3 чел.)

- Оцените чтение ребят.

- Подберите пословицу к этой басне.

Были бы кошки, а мышки будут.

Что в воду упало, то пропало.

Знаючи недруга, не зови на пир.

  1. Инсценировка басни «Ворона и Лисица».

- Оцените творчество и чтение басни ребят.

- Подберите пословицу к этой басни.

На чужой каравай, не разевай роток.

Хвалят по одёжке, а провожают по уму.

  1. Подготовка к чтению новой басни.

- Кто среди хищных зверей считается самым сильным и грозным?

- Его нередко называют «царём зверей»?

- Какого он размера?

- А какого размера кошка?

- Для кого она может быть очень страшной?

  1. Прослушивание басни на грамзаписи (название басни учитель не даёт)

- Понравилась ли вам эта басня?

- Кого же боялась больше всего на свете Мышь и Крыса?

- Как по-вашему И.А.Крылов назвал свою басню?

( учитель открывает название басни и рисунок к ней)

  1. Чтение басни учащимися самостоятельно.

- Дате полную характеристику басни.

- Выпишите в словарик слова малознакомые вам.

Молва – весть, известие, новость.

По-пустому – зря, не имеет значение.

  1. Закрепление нового материала.

      Чтение басни сильными учащимися. (2 чел.)

- Кто и почему тебе симпатичнее, а кто – нет?

- Чему радовалась Мышь?

- Как отреагировала Крыса на новость?

- Прочитайте последние три строчки басни и замените это выражение другим, близким по смыслу.

- Реально ли то, что говорят Мышь и Крыса?

- Какими их можно назвать?

- В чём заключается главная мысль басни?

(В масках животных Крылов подразумевает отрицательные черты характера людей. Нельзя быть такими глупыми, как Мышь и Крыса, нужно быть сильным и храбрым перед любым человеком).

  1. Физминутка. (под музыку)

- Я очень хорошо работаю на уроке. Мне хочется отдохнуть расслабиться.

- Я хорошо умею читать. Я буду стараться и получу отметку «пять».

  1. Обобщение изученного материала.
  1. Просмотр презентации к басни «Мышь и Крыса».

- Задайте к каждому слайду свои вопросы.

2) Составьте схему к басне с использованием пиктограмм.

     - Чтение басни по схеме . (2 чел)

     - Чтение басни без схемы – наизусть. (3 чел)

  1. Итог урока. Рефлексия.

 

    - Что нового вы узнали на уроке?

    - Кто автор басни?

    - В чём заключалась главная мысль басни?

    - Чем заканчиваются басни?

    - Какое влияние имеет басня на вас?

     - Какой урок извлекли для себя?

  1. Домашнее задание.

 

  1. выучить басню наизусть
  2. нарисовать свою иллюстрацию к басне
  3. подобрать пословицы к басне.

nsportal.ru


Смотрите также