Урок 20 Обучение грамоте 1 класс "Гласный звук [ы], буква ы" УМК "Школа России". Как мишку превратить в мышку


Мышиная Революция • Просмотр темы

Сказка про мышку, которая превратиласьв мишку Автор Суздальцева Л. В. На пшеничном поле в маленькой тёплой норке жила мышка, а звали ее Маруська. А по соседству в дремучем еловом лесу жил медвежонок по имени Сластунчик. Он очень-очень любил лакомиться вкусненьким сладеньким мёдом, потому и имя у него было такое сладкое. Маруська часто наблюдала из своей норки, как Сластунчик лазает по деревьям, прыгает и кувыркается на солнечной лесной полянке, и думала про себя: «Опять резвится, косолапый. Он совсем - совсем никого не боится. Ну почему, почему я такая крохотная, такая слабенькая? Почему я должна всех бояться и ото всех прятаться. И, тяжело вздохнув, продолжала: "Как бы я хотела хоть чуть - чуть побыть не маленькой серенькой мышкой, а сильным, как Сластунчик, мишкой". Так думала наша бедная Маруська, притаившись в своем убежище.

И вот однажды теплым июльским утром один маленький шаловливый лучик выглянул из своего солнечного домика и разбудил нашу Маруську. Открыла она свои глазки и видит: «Что это за чудо?! Куда подевался мой тоненький серенький хвостик? Что это за тёплая бурая шубка на мне? Ой, да это вовсе и не моя норка! Где Я? Кто Я?» - испугалась мышка и вышла наружу.

А снаружи уже вовсю струилась суетливая лесная жизнь. Сотни озорных золотистых лучиков весело играли на верхушках стройных зеленоглазых ёлочек, заботливая птичка-пичужка кормила в гнёздышке своих деток - птенчиков, в муравейнике под старым дубом копошились работяги-муравьи, и проворная белочка уже готовила зимние запасы.

«Как я оказалась в лесу?» - подумала удивленная Маруська, глядя по сторонам, и вдруг она увидела, что прямо навстречу ей идет хитрый рыжий Лис, да - да, именно тот самый Лис, которого наша Маруська так боялась. «Что же делать?» - в отчаянии подумала мышка, - куда же прятаться?». И не успела она сделать и шага, как Лис был возле неё. «Доброе утро, Сластунчик, как спалось? Ой, да ты весь дрожишь! Что это с тобой?» - спросил Лис. А бедная Маруська не могла вымолвить и слова. Лишь одна мысль промелькнула у неё в голове: «Как Сластунчик? Какой Сластунчик? Где Сластунчик?» Оглянулась назад, посмотрела в одну сторону, в другую, но не увидела никого, кроме Лиса, который продолжал: «Э, да ты, видимо, приболел. Обратись к нашему лекарю Аисту», - сказал это Лис и ушел. А Маруська никак не могла придти в себя. «Привет, Сластунчик, - услышала она опять чей-то голос. Как дела?». Это была белочка Пушинка. И вдруг наша Маруська догадалась в чём дело. «Сластунчик – ведь это Я. Наконец-то сбылась моя мечта. Я теперь не крохотная серая мышка, а большой и сильный Сластунчик! - Она была так рада, так счастлива. - Теперь мне некого бояться. Я сильная, сильная, сильная!» - кричала Маруська. Все утро она весело кувыркалась на солнечной полянке, лазала по деревьям и лакомилась вкусным сладким мёдом. «Как же хорошо быть мишкой!» - думала она, смеясь и играя, и совсем не заметила, как наступил полдень. А в полдень произошло вот что.

Лакомится наша Маруська сочной малиной, а мимо пробегает наш знакомый Лис. «Спасайся, Сластунчик!» - крикнул Лис. - Там охотники!». И что есть силы побежал дальше. «Какой он странный,- подумала Маруська.- Почему это я должна спасаться? Я ведь большой и сильный мишка и совсем никого не боюсь», - подумала она так и спокойно продолжала есть ягоды. А охотники были уже совсем близко, и через некоторое время Маруська услышала: «Ого, смотри-ка, медведь. Тише, смотри, не спугни его. Сейчас мы с ним разделаемся», - и увидела, как двое охотников направили на неё свои ружья. «Мамочка, задрожала Маруська, - почему я не послушалась Лиса. - Они ведь убьют меня», и хотела бежать, да не тут-то было. Ноги совсем не слушались её, как будто приросли к земле. «Почему я такая косолапая, неповоротливая. Как мне мешает эта тяжёлая шуба. Где моя берлога?». И вдруг: «Ба - бах!» - услышала Маруська выстрел и… проснулась.

«Что это, что это было? Сластунчик, охотники, Лис», - Маруська в недоумении смотрела по сторонам. «Ой, кажется, я в своей маленькой тёплой норке. Это вовсе не берлога. А вот и мой тоненький серенький хвостик. И нет никакой тяжёлой бурой шубы. Да это был просто сон. И я всё та же мышка Маруська. Нет, видно и медведем быть тоже нелегко, видно и он - не самый сильный на свете, и ему приходится бояться и спасаться. Только он большой и неповоротливый, а я маленькая и шустрая: увижу Лиса, юрк, и в норку, словно меня и не бывало». Вот так подумала наша Маруська.

Потом она ещё много - много раз видела из своей норки, как Сластунчик весело прыгает и кувыркается на лужайке, но уже никогда не завидовала ему, никогда больше не хотела наша мышка стать мишкой.

Источник - http://www.intelgame.ru/doc/612.htm

_________________Мое мнение может не совпадать с вашим. Равно как и наоборот.

Мышь знает все

mus-ecole.maxbb.ru

Урок 20 Обучение грамоте 1 класс "Гласный звук [ы], буква ы" УМК "Школа России"

Гласный звук [ы], буква ы

Учение – это труд

Обязанности ученика

Урок обучения грамоте

УМК «Школа России»

автор: Беляева Ирина Владимировна

учитель 1 кв. категории

МБОУ СОШ с. Кремово

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

– Проверим готовность к уроку

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

РЕЧЬ

СЛОГ

ЗВУК

ГЛАСНЫЙ

СОГЛАСНЫЙ

ТВЁРДЫЙ

МЯГКИЙ

Где спряталась буква Ы на рисунке?

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

  • ПОВТОРИМ …
  • НАУЧИМСЯ ОТЛИЧАТЬ …
  • НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ …

Буква Ы обозначает твёрдость предшествующего согласного звука .

ГЛАСНЫЙ

?

СОГЛАСНЫЙ

Ы

У ДАРНЫЙ

?

БЕЗУДАРНЫЙ

а

о

ы

и

Физкультминутка

«Цветы и солнышко».

  • Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение) ,
  • под палящим солнцем цветы увяли (расслабление)

Дидактическая игра «Кто больше?»

Закрепление знаний

– Как мишку превратить в мышку?

а

м

и

ш

к

ы

В каких словах есть звук Ы?

Физкультминутка

  • Мы шагаем, мы шагаем,
  • Руки выше поднимаем,
  • Голову не опускаем,
  • Дышим ровно, глубоко.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся

  • Ёжик сладко потянулся,
  • Наконец-таки проснулся.
  • Захотелось поиграть
  • Всех ребят пересчитать

Развитие связной речи. Рассказ сказки по сюжетным картинкам

  • – Иллюстрации к какой русской сказке вы видите?
  • – Назовите все слова, в которых есть звук [ы].
  • – Расскажите сказку по картинкам

а

о

ы

и

– Где на «ленте букв» расположена буква ы ? Почему?

Рефлексивно-оценочный

  • – Что нового вы узнали на уроке?
  • – Что особенно вам понравилось? Почему?
  • – Что вызвало затруднение? Почему?
  • – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
  • – Спасибо за урок

Закрепление написания изученных букв

Урок письма

Составитель: Беляева Ирина Владимировна учитель начальных классов

І кв. категория МБОУ СОШ с. Кремово

Урок № 21

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.

ш а р ы

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ :

ПОВТОРИМ …

БУДЕМ ОТЛИЧАТЬ …

НАУЧИМСЯ ПИСАТЬ …

Милая Мила м ы лась м ы лом

Нам ы лилась и см ы ла –

Так м ы лась Мила.

Сравните буквы

Ы

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо,не согнусь,

За работу я возьмусь.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ :

ПОВТОРИЛИ …

ОТЛИЧАЛИ …

НАУЧИСЬ ПИСАТЬ …

Что вам показалось сложным в уроке?

Чему вы научились легко и быстро?

Стыдно не знать , стыдно не учиться.

и

Ы

Ы

Молодцы!

multiurok.ru

Метаграммы | Игры со словами

Главная » Игры со словами » Метаграммы

Можно ли сделать из мухи слона? Запросто, если чему-то незначительному вы придадите слишком большое значение. Но если вы захотите принять участие в нашей следующей игре, то тут нужно будет хорошенько поломать голову, чтобы сделать из мухи слона, из кошки мышку, а из врага друга. 

НА ВАШУ КНИЖНУЮ ПОЛКУ

В этот раз на старт вышли метаграммы, то есть новые слова, которые образуются, если в исходных словах изменить всего одну букву. Был, допустим, мир, а стал миг, была группа густо растущих кустов или лиственных деревьев (купа), но стоило заменить одну букву, как она превратилась в отдельное помещение в вагоне для нескольких пассажиров (купе). Так, меняя каждый раз по букве, можно выстроить целую цепочку слов:

зуб — куб — кум — ком — кот — рот

Русский язык так богат, что позволяет с помощью метаграмм из одного слова получить множество других:

Был день, стала ночь: 1. день — сень — сель — соль — ноль — ночь;2. день — пень — пена — вена — вина — виза — ваза — фаза — фара — кара — кора — кожа — ложа — ложь — рожь — роль — ноль — ночь.

От мрака — к свету:Мрак — брак — брус — трус — трос — трон — урон — урок — срок — сток — стон — стан — стая — свая — сват — свет

Как река стала лужей, а затем превратилась в море:река — рука — лука — лужа — ложа — лоза — поза — пора — гора — горе — море.

Нога может стать рукой:Нога — нота — рота — роза — лоза — луза — муза — мука — рука

А Луна Марсом:Луна — лупа — лапа — лама — рама — раса — роса — коса — кора — гора — горе — море — морс — Марс

Дым может стать паром, а пар превратиться в лед:1.Дым — дом — сом — сор — бор — бар — пар — пир — пик — лик — лак — лад — лед

Как из ржи муку получить:рожь — ложь — ложа — лужа — лука — мука

Как суп попал в рот:суп — сук — сок — сом — ром — рот

Как тесто превращается в булку:1.тесто — место — месть — масть — пасть — паста — каста — каска — качка — пачка — палка — балка — белка — булка2.тесто — место — месть — масть — пасть — паста — каста — карта — парта — парка — барка — бурка — булка;

Волк в тигра:волк — полк — пола — пора — пара — пава — лава — лавр — ливр — литр — титр — тигр;

Барс в лису:барс — фарс — фара — пара — папа — лапа — липа — лиса;

Коза то в лань, то в коня, то в волка:1. коза — роза — риза — виза — вина — вена — пена — пень — день — лень — лань2. коза — кора — корь — конь3. коза — поза — пола — полк — волк;

Паук в муху:паук — парк — пара — кара — Кура — купа — лупа — лука — мука — муха;

Кошка в мышку, а мышка в мишку:кошка — мошка — мышка — мишка;

Ворона в корову:ворона — корона — корова;

Сойка в чайку:сойка — сайка — чайка;

Гриб в гнома:гриб — грим — гром — гном;

Жаба в рыбу:жаба — раба — рыба;

Рак в кита:рак — рок — сок — сом — ком — кот — кит;

Муха в слона:муха — мура — тура — тара — ката — каре — кафе — кафр — каюр — каюк — крюк — крок — срок — сток — стон — слон.

Коза смотрит на репу, но не знает, как до нее добраться:коза — лоза — луза — муза — мука — рука — река — репа

Душа переселяется в тело:душа — суша — сушь — суть — сеть — сень — сено — село — тело

Враг становится другом:враг — врач — грач — граб — краб — крап — круп — круг — друг;

Как лиса добралась до норы:лиса — липа — лапа — папа — пара — пора — нора;

Играя в метаграммы, важно не просто перейти от одного слова к другому, но и найти самый короткий путь. В зачет идут имена существительные в именительном падеже, как нарицательные, так и собственные.

Помните, что изменять можно в слове только одну букву, переставлять буквы местами, чтобы получилось новое слово, нельзя! К примеру, чтобы сделать из мухи слона, один из читателей газеты «Комсомольская правда» прислал такой вариант:

Муха — мура — уран — улан — клан — клон — слон.

Казалось бы, найден самый короткий путь, цепочка содержит всего семь слов, но скачок от «муры» к «урану» произведен не по правилам, а значит, этот результат не зачитывается.

В качестве разминки предлагаю подобрать метаграммы к словам:

дверь, олово, слух, трюк, крез, сорт, друг, казак, темя, отрог, тема, крен, извоз, сейф, кора, вера. кабан, июнь, тура. кадры, каска, пюре, скат, литр, торт, кисея, уксус, тумба, кафе, трос. кайма, лорнет, казна, пума, кепка, опал, серп, кома. моль, палач, кефир, мята, сани, отрок.

Постройте к предложенным парам цепочки из:1. трех, четырех, пяти слов (включая исходное и конечное):сабо — сага, слон — смог; лох — меч, наган — кагат, река — кейс, пять — семь.Например: капот — капор — напор.2. Шести, семи, восьми, девяти слов:мама — мать, лом — кол, миро — порт, мука — корж, гусь — дичь, бурак — вагон, щит — меч, круг — овал, мост — река, гора — сани, липа — роща, сума — лань, губа — мина.3. Самые длинные цепочки включают в себя 10, 11, 12, 13, 14, 17 и 19 слов:линь — морж, сила — лиса, вилка — миска, пень — рожь, рейс — шина, миг — век.Возможно, вам удастся составить более короткие цепочки.

На основе метаграмм поэты сочиняют много забавных стихотворений, которые нравятся не только детям, но и взрослым, есть также немало загадок и интересных игр.

МЕТАГРАММЫ. СТИХИ

А.Шибаев:

На виду у детворыКрысу красят маляры.Тает снег. Течет ручей,На ветвях полно врачей.Миша дров не напилил,Печку кепками топил.Старый дедушка ПахомНа козе скакал верхом.

В.Суслов «Трудные буквы»

На пожелтевшую травуРоняет лев свою листву.

Забодал меня котёл,На него я очень зол.

Пять баранов скушал ТолькаИ сказал:»Ещё бы столько…»

Жучка будку не доела:Неохота, надоело…

Мы собираем васильки,На головах у нас щенки.

Сели в ложку и — айда! —Покатили вдоль пруда.

А.Максаков

-Ой, — кричат вокруг хозяйки, —В огород забрались майки.

Доски на гору везем,Будем строить новый ком.

Между гор издалекаТечет бурая щека.

Мишка плачет и ревет:Просит пчел, чтоб дали лед.

Писем мы не написали,Тучку целый день искали.

Любопытные мартышкиСобирают с елок фишки.

Здесь хорошее местечко, —Протекает мимо печка.

Слезы льются у Оксанки:У нее сломались банки.

Стужа. Снег. Метут метели,Темной ночью бродят двери.

Прилетел из леса лук,И залез под толстый сук.

Жил в лесу один чудак,Разводил в саду он лак.

Мышка спряталась под горкуИ грызет тихонько норку.

Утром кости к нам пришли,Всем подарки принесли.

Сшил себе котенок тапки,Чтоб зимой не мерзли шапки.

Подарила мама ночкеРазноцветные платочки.Очень рада бочкаМаленьким платочкам.

Н.Голь «Мышка в норке»

Мышка в норке росла,Мышка грызла корки,Только грызла тоскаМышку в этой норке.И решила от тоски:«Я меняю Ы на И!»

Мишка лапу сосет.Косолапый тужит:«Очень скудный ужин!В этой норке тесно,Жить неинтересно,Как-то сыро и темно…Я меняю И на О!»

Мошка в норке живет,Мошка крошку сосет.«Неуютно дома —Целые хоромы.От кровати до ворот —Очень длинный перелет.Это не годится:Я ведь вам не птица!Нет ни в чем моей вины,Я меняю О на Ы!»

Мышка в норке сидит,У нее довольный вид.

МЕТАГРАММЫ. ЗАГАДКИ

Он грызун не очень мелкий,Но чуть-чуть побольше белки,А заменим «У» на «О»,Будет круглое число.(Сурок-сорок)

Я символ власти, нужный королю,Но если Н на В сменить —Я травку на лугу щиплюИ можете меня доить(корона-корова)

С «З» нужна в бильярде я,С «Ж» — я след после дождя.С «П» — я видеть помогаю,С «Н» — путь ночью освещаю.(луза-лужа-лупа-луна)

С «С» я жажду утолю,С «К» я нужен кораблю.(сок-кок)

С буквой «Б» я хвойный лес,С «В» в чужой карман залез.(бор-вор)

С «Г» я очень высока,С «Н» — жилище для зверька.(гора-нора)

Я в геометрии фигура,Но не овал и не квадрат,Но «К» на «Д» смени скорее,И ты мне будешь страшно рад(круг-друг)

Я живу в дупле в лесу,Грызть орешки я люблю,Если сменишь «Е» на «У»,Я твой голод утолю.(белка-булка)

Я безумно с гайкой дружен,Нас водою не разлить,А больным я буду нужен,Если «В» на «Б» сменить.(винт-бинт)

Я животное с рогами,Но смените «А» на «У»,И увидите вы сами,Как я превращусь в пургу.(баран-буран)

С буквой «Т» я постоянноВсе чего-нибудь боюсь.С «Б» — кусок я деревянный,Для строительства сгожусь.(Трус-брус)

Металл я ценный, — это ясно,Но букву первую смениИ местом стану я опасным,Смотри во мне не утони.(золото-болото)

Удачи и творческого вдохновения!

Елена Олейникова

ИГРЫ со СЛОВАМИ:

★ Анаграммы★ Тавтограммы★ Палиндромы★ Логогрифы★ Гетерограммы★ Одна буква общая★ Слова на букву ё

olejnikova.ru

Сенсорная игра "Мышки с ведерками" или "Ходилки" (с усложнением)

Всем привет!Мы с доченькой очень любим играть в "Ходилки". Ее я нашла у Нанатик. Вот ссылка на ее МК:http://stranamasterov.ru/node/545082?c=favoriteНа днях нам пришел любимый журнал Ксешки "Мамино солнышко". Там-то я и нашла еще один вариант этой игры, немного усложненный. Спешу поделиться с вами, дорогие гости и жители Страны Мастеров. Ее можно также сделать своими руками вместе с детками. Вы получите массу положительных эмоций и впечатлений!

Возраст: от 2 до 5 (хотя и я играю с удовольствием, и муж тоже).

Вам нужны: мышки (для 4 игроков - 4, для двух соответственно - 2), немного гороха или фасоли, игральный кубик.

Как играть:Насыпьте горох в центр игрового поля. Расставьте мышек по углам (цвет угла должен соответствовать цвету мышки).На цветных квадратиках нарисованы разные животные и предметы - это рисованные задания.На протяжении игры детям нужно будет сымитировать этих животных или предметы, поэтому проверьте, понятны ли ребенку эти задания. Если нужно, разъясните их.Бросив кубик, делайте ход (младшим помогайте пройти нужное количество клеточек - считайте сами, а ребенок пусть "шагает" мышкой).Попав на клеточку своего цвета, мышка забирает горошинку (ребенок берет ее из кучки и кладет в ведерко). Но сначала ему нужно выполнить рисованное задание (коснуться ручкой носика; изобразить, как прыгает лягушка и т.д.).Если мышка попадает на клеточку другого цвета, то горошинка не забирается, ребенок просто выполняет рисованное задание.Игра продолжается, пока не закончится горох.Выигрывает тот, кто собрал больше всех горошинок.

Показываю вам, как предлагают нам приготовить героев игры создатели детского журнала. Прямоугольнички склеиваем. Они превращаются в ведерки. Сгибаем Мышек в лапках, если можно так сказать.

Доченька находит каждой героине свое ведерко.

Приклеиваю ведерки к мышкам.

Тут доченька решила наполнить ведерки каждой мышки ее любимыми бусинками.

Все! Наигралась. Высыпает бусины обратно.

Кстати, очень интересная находка! Купила журнал "Занимательные головоломки" вместе с вот такой штукой для игры "Четыре в ряд. Крестики-нолики в кубе". Доченька нашла ей другое применение. Теперь один раз (иногда больше) в день требует с ней поиграться (нанизывает и снимает бусины со столбиков). Конечно , пожалуйста! Развитию мелкой моторики дать дорогу!

Как потом оказалось, мышки совсем неустойчитые. Подпереть пластилином нет возможности, в отличие от героев игры Нанатик.Поэтому на помощь пришли контейнеры от киндер-сюрпризов.Брала бОльшую часть и к ней приклеивала двусторонний скотч.

Вот и ведерко у мышки новое!

Так гораздо лучше смотрится и играется!

А вот наши красавицы с новыми ведерками. Синего контейнера у нас не было, поэтому я его просто оклеила в синий цвет (был прозрачный).

Игральный кубик у нас затерялся, поэтому пришлось выкручиваться;-). Уж очень хотелось поиграть! Оклеила старый кубик Рубика.

stranamasterov.ru


Смотрите также