Чувашские народные сказки. Чувашская сказка мышка вострохвостик


Чувашские народные сказки на русском языке. Полный список

Чувашские народные сказки на русском языке. Полный список. 

Большой заяцБогач и беднякБедный ИлюшБарин и чертБатыр и Чиге-хурсухалГлухой кумДети ВетраДеньгиДевушка на ЛунеДва кумаЗлая женаИван-батырИванКрасавица ПлагиКак у чувашей поселились деньгиКак река Волга началасьКак ловили ЛунуКак крестьянский сын за солнце работалКачикруш-батырКехермень-КетильЛиса-плясуньяЛиса и ДятелМышка вострохвостикМудрая девочкаМост АзаматаМамалдыкНуждаПочему сосна и ель вечно зелёныеРубашка из посконного полотнаСтарик УхСпой, спляши и сказочку расскажи…!Такой уж порядокУлып и СубэдэйУгандей и СелендейЧеменьЭдикан и УдиканЮман-батыр

 

Читать другие чувашские сказки.Содержание.Перейти в раздел «Народные сказки»

 Чувашские сказки, как и сказки других народов, имеют различные различные виды: – волшебные, бытовые, сказки о животных. В чувашских волшебных сказках, таких как «Юман-батыр», «Иван-батыр», «Эдикан и Удикан», «Улып-Великан», богатыри борются со страшными чудовищами. Обычно герою в этой борьбе помогают чудесные вещи, помощники. Так, герой сказки «Тесто – богатырь» возвращает людям отобранную у них змеем-драконом воду. В сказке «Эдикан и Удикан» один из героев выводит томящихся под игом морского змея в подводной неволе людей на сушу, помогает им вернуться на родную землю. В чувашских волшебных сказках особенно отмечается красота, смелость, ум героев.

 В большинстве чувашских сказок о животных образы представителей животного и растительного мира воспринимаются как аллегорическое изображение людей. Но есть и так называемые сказки-поверья о животных, в которых объясняется происхождение или причина возникновения того или иного явления природы, животного или растительного мира. Такими являются сказки «Кошка и мышь», «Волк, собака, кошка и мышь», «Зайчик», «Белка и сорока» и др. Например, в сказке «Зайчик» излишнее любопытство приводит зайца к большой беде. Не в меру любопытный заяц своими назойливыми расспросами вывел из себя бога, поэтому бог ткнул в его мордочку раскаленной кочергой и распорол верхнюю губу, брошенная горящая головня отсекла зайцу хвост.

 А в чувашской бытовой сказке «Девушка на Луне» школьники отмечают злую мачеху и безропотную, добрую и трудолюбивую падчерицу. В сказке «Богач и бедняк» рассказывают, как хитрый и умный мужик обманул богача, а в сказке «Что сильнее всего на свете» отмечают, что царь не сдержал обещания, и народ наказал его. В чувашских бытовых сказках бедняки всегда умные, справедливые, трудолюбивые и всегда побеждают злых, глупых, ленивых богачей, царей, судей.

 Чувашские сатирические сказки своими сюжетами и действующими персонажами очень близки к сказкам других народов, но чувашские сказки сохраняют национальную самобытность. Герои сказок, быт, разговорная лексика, стиль, содержание неповторимо своеобразны и колоритны, и отвечают требованиям чувашского эстетического идеала, ибо диалог, спор или соревнование в чем-либо закончиваются осмеянием вышеупомянутых типов: пуяна, улбута и др. Сообразительный герой сказки вызывает восхищение, а улбут — насмешку. В сатирических сказках именно такое выявление смешного является определяющей функцией комического.

 В числе многочисленных смешных сказок особой популярностью пользуются сатирические сказки о представителях духовенства. Эти сказки в основном появились во второй полвине ХУШ в.,т.е. после присоединения чувашей к Российскому государству и с началом распространения среди местного населения христианской религии. Народ,привыкший до этого к язычеству, отрицательно относился к новой навязываемой религии и ее служителям. Поэтому устнопоэтическое творчество народа, в особенности сказочный жанр, пополнилось новыми сатирическими сюжетами о попах, церковнослужителях и членов их семей. По свясетяым мотивам они разнообразны и многочисленны. Комичность положений, насмешка, жизнерадостный юмор — вот характерные черты чувашских сатирических сказок. Осмеиваемые образы не только неправильно мыслят, но и дурно поступают. «Алогизм обычного» является основным приемом смеха.

 Главными героями чувашских сатирических сказок выступают такие сообразительные и находчивые люди, как солдат, вор, крестьянин-батрак, дочь или сын крестьянина и др. Народная сатира и юмор в лице этих героев способствует усилению всеобщего отрицания и критики. Они срывают маски добропорядочности и честности с духовенства и богачей

 Народ не только умело высмеивает социального противника, но и с неменьшим успехом смеется над людьми своего круга, отходящими от принципов народной морали. Но смех в них более добродушен, ибо общий пафос сказки преимущественно носит дидактический характер, имея целью избавление от недостатков и пороков, как зависть, суеверие, жадность, неприязнь к другому, лень и т.п. Так,сказка «Нужда» с большим юмором рассказывает о приключениях бедного, но неунывающего Васлея. Причину бедности он видит в фантастическом образе Нужды, которая ни с того, ни с сего привяжется к человеку и преследует его, пока не отвяжется. Смеясь над Васлеем и над его тестем, чувашская сказка убедительно раскрывает различие их характеров.

 Образ женщины-крестьянки в сатирических сказках неоднозначен и неоднопланов. В одних случаях она действительно достойна похвалы и поощрения, в других же снисходительно высмеивается за опре-дёленные недостатки, как лень, скупость, жадность и т.п. Эти качества нежелательны с точки зрения народа и нуждаются в исправлении. Так, в сказке «Красавица Пелагея» ленивая жена становится трудолюбивой. Относительно таких персонажей юмор сказки отличается снисходительностью и доброжелательностью. Положительные комические образы сказок потому любимы и живы в народе, что они раскрывают неиссякаемый талант, ум и жизнерадостность самого народа.Как эстетический идеал, герой чувашскоя сказки всегда и везде активен, сообразителен и остроумен, и обязательно с «чудинкой». Он со’всеми своими действиями выставляет против осмеиваемых субьектов многообразный арсенал сосбственных достоинств. В сказках персонажи предельно обобщены и типизированы.

 Национальное богатство юмора, его эстетическое знанение проявляется в образной системе мышления и языка. Никакой перевод не может передать всей прелести национальных юмористических выражений, словосочетаний и фразеологизмов. Каждое отдельно взятое слово, частица, междометие занимают особенное место в оформлении и передаче стиля и идеи сказки. Каждый сюжет чувашской сказки отличается своими художественными особенностями, приемами и способами осмеяния, конкретной выразительностью насмешки и шутки. В комическом выражении своего отношения к определенным субьектам большое значение имеют традиции народа, его национальные особенности, исторические социально-экономические условия. Одни недостатки народа осмеивают добродушным юмором, другие — сатирическим смехом, доведенным до сарказма.

 Народный юмор в сказках глубоко оптимистичен. Об этом свидетельствуют многочисленные юмористические сказки о старике и смерти, о мужике и черте. Умение весело и остро смеятся над сильными вымышленными образами говорит о том, что чувашский народ не преклонялся перед ними и не страшился их, а сумел выразить свое насмешливое отношение к ним. Таким образом, контраст между остроумием и ограниченностью разных персонажей создает второй’ план комизма, вносит дополнительную краску в их характеристику. Остроумие положительного героя поражает противника в самый решающий момент: при оплате за труд, при делении доходов и т.п.

 

Читать другие чувашские сказки.Содержание.Перейти в раздел «Народные сказки»  

skazkibasni.com

Чувашские народные сказки

Чувашские народные сказкиМышка вострохвостикЖила-была на берегу большой реки мышка. Звали её Вострохвостик. Каждый день она садилась у входа в норку, грызла зёрнышки и поглядывала на реку.

Смотрела, как по реке, к далёким берегам, плывут ладьи под парусами. И захотелось мышке путешествовать, побывать в неведомых краях. Но как туда добраться?

Однажды мышка Вострохвостик бежала по берегу и увидела у самой воды арбузную корку.

«Вот мой кораблик! - подумала мышка. - На нём я буду путешествовать!»

Ухватила она арбузную корку, столкнула в воду, сама забралась в неё и

поставила из берёзового лычка парус. Потянул попутный ветер, и кораблик

поплыл.

Плывёт мышка на кораблике по реке. Навстречу зайчик берегом бежит и кричит:

- Мышка Вострохвостик! Ты куда держишь путь?

- Я отправилась путешествовать, - отвечает мышка, - хочу поглядеть,

как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.

- Возьми и меня с собой! Я принесу морковку.

А будешь ли ты мне другом?

- Буду! - говорит зайчик.

Посадила мышка зайчика на кораблик, и поплыли они вдвоём. Плывут они, плывут, а по берегу навстречу лисичка бежит, спрашивает:

-Мышка Вострохвостик, ты куда держишь путь?

- Я отправилась путешествовать, - отвечает мышка, - хочу поглядеть,

как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на

зубок.

- Возьми и меня с собой! Я принесу гусиную лапку, на всех хватит.

- А будешь ли ты дружить с нами?

- Почему же нет? Буду! - говорит лисичка. Взяли они лисичку на кораблик и поплыли втроём.

Плыли они плыли, а по берегу навстречу волк бежит.

Видит, плывёт кораблик, и завыл:

- У-у! Мышка Вострохвостик! Ты куда держишь путь?

- Я отправилась путешествовать,- отвечает мышка,-хочу поглядеть, как

живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.

- Возьми и меня с собой! Я принесу большой мясной хуплу-пирог.

- А будешь ли ты дружить с нами?

- Чем я хуже других? Буду! - говорит волк.

Посадили они волка на кораблик и дальше поплыли.

А навстречу по берегу медведь идёт. Увидал кораблик и заревел:

- Ох-хо- ох! Чей это кораблик по реке плывёт! Кто хозяин?

- Я капитан на кораблике,- отвечает мышка,- мы плывём поглядеть, как

живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.

- Возьмите и меня с собой! Я принесу мёда, всем хватит.

-Кораблик маленький! - говорит зайчик. - Нас и так много!

- Тебе и сесть негде! - кричит лисичка.

- Все потонем!- завыл волк.

- Я осторожно сяду...

- Ну, так садись! - запищала мышка. - Места всем хватит!

Уселся медведь на кораблик. Плывут звери по реке, пьют, едят, друг на

друга глядят, песни поют, приплясывают. Мышка весело попискивает, зайчик лапкой стучит-тук-тук-тук, лисичка посвистывает, волк зубами щёлкает, медведь на губах гудит.

Плыли они день, другой, а на третий день припасы к концу подошли.

Принялись звери припасы делить. Заспорили. Медведь кивает на волка, что он всё один съел, зайчик на лисичку. А лисичка в стороне сидит да на мышку наговаривает... Заревел на мышку медведь, завыл волк, залаяла лисичка, запищал зайчик.

Испугалась мышка Вострохвостик, задрожала, хвостиком вильнула и парус повалила. Кораблик перевернулся. Все звери в воду упали. Мышка быстрее всех на берег выбралась да за кустик спряталась.

Построила мышка Вострохвостик себе новую норку. Каждый день, как

прежде, садилась она у входа, грызла зёрнышки и поглядывала на реку.

Смотрела, как по реке к далёким берегам плывут ладьи под парусами. И досадно было мышке, что друзья помешали ей побывать в неведомых краях. С тех пор мышка Вострохвостик надеется найти себе верных друзей. Сидит она изо дня в день у норки и мечтает, как отправится на кораблике в новое путешествие.

Подумай, какая это сказка: весёлая, грустная, поучительная? Обоснуй свой ответ.

Ответь на вопросы и попробуй пересказать сказку.

  • Как начинается сказка?
  • О чём мечтала мышка?
  • Как её мечта начала осуществляться?
  • Кто за кем стал появляться во время путешествия?
  • Почему путешествие закончилось бедой?

Мише очень жалко мышку Вострохвостика, которая не смогла из-за плохих друзей попасть в далёкие неведомые страны. А Маша считает, что мышка тоже виновата в том, что путешествие закончилось неудачей. С Машиным или Мишиным мнением согласишься ты? Почему?Разыграй с друзьями по ролям один из эпизодов сказки.Какая из пословиц подходит к чувашской сказке «Мышка Вострохвостик»

Друзья – до чёрного дня (русская).

В чужой руке всегда кусок больше (украинская).

Каждый человек познаётся в трудностях (удмуртская).

Иной язык мёд приносит, другой – беду накличет (армянская).

Кот и Воробей

Жили себе поживали старик со старухой, и был у них кот-мурлыка. Однажды лежал этот кот на солнышке, грелся. И так-то ему было тепло и хорошо, что он и глаза зажмурил от удовольствия. И вдруг где-то совсем рядом слышит:

- Чилик-чилик!

Открыл глаза - воробей сидит на краешке корыта и что-то клюет.

Встрепенулся кот, напружинился, от охотничьего азарта у него шерсть на спине дыбом встала. Воробушек скок да скок по корыту, и еще ближе оказался. И тогда словно какая пружина подкинула кота -прыг!-и воробей уже у него в лапах. Правда, воробей оказался старым, а старого воробья, как известно, на мякине не проведешь и голыми руками не возьмешь.

- Умный кот-мурлыка, ты меня можешь съесть в любое время,- сказал

воробей,- но вспомни-ка, мур-мур-мур, умывался ли ты утром, когда проснулся? По глазам видно, что нет. А ведь умные и хорошие, мур-мур-мур, утро начинают с того, что умываются.

Кот вспомнил, что он и впрямь утром не умывался. Обидно, что какой-то воробей учит его правилам хорошего тона, а только что возразишь воробью?

Убрал кот свои когти, положил воробья на траву и начал умываться.

Нализывает языком лапу, а потом этой лапой аж из-за уха и до усов по

мордашке проводит, хочет показать воробью, что понимает толк в чистоте. А

воробей поглядел-поглядел, как кот умывается, да и улетел. Спохватился умный кот, но уже поздно. Был в лапах вкусный завтрак и - нет его, улетел.

С тех пор, говорят, кот начал умываться не перед едой, а после еды. Ну,

а на него глядя, и все другие коты и кошки стали делать то же самое.Найди в сказке отрывки, в которых описываются действия кота.

Подумай, как их надо читать, чтобы слушатели смогли представить себе этого кота.

Прочитай эти отрывки другу, узнай, справился ли ты с поставленной задачей.

Подумай, как воробей разговаривал с котом. Выбери подходящие слова: уверенно, испуганно, робко, смело, уважительно, ласково, грубо, насмешливо).

Найди в сказке спрятавшуюся пословицу. Как можно эту же мысль сказать по-другому?

Прочитай пословицы. Подумай, к кому из героев сказки они подходят.

Смелые и умные живут две жизни (белорусская).

Рыбу ловят удочкой, а человека – словом (армянская).

Вчерашней воды не догонишь (украинская).

Спохватился, когда скатился (русская).

Листву путает ветер, а человека – слово (чувашская).

psiholik.ru

Мышка вострохвостик - Чувашские народные сказки

Жила-была на берегу большой реки мышка. Звали её Вострохвостик. Каждый день она садилась у входа в норку, грызла зёрнышки и поглядывала на реку. Смотрела, как по реке, к далёким берегам, плывут ладьи под парусами. И захотелось мышке путешествовать, побывать в неведомых краях. Но как туда добраться?

Однажды мышка Вострохвостик бежала по берегу и увидела у самой воды арбузную корку.

«Вот мой кораблик! – подумала мышка. – На нём я буду путешествовать!» Ухватила она арбузную корку, столкнула в воду, сама забралась в неё и поставила из берёзового лычка парус. Потянул попутный ветер, и кораблик поплыл.

Плывёт мышка на кораблике по реке. Навстречу зайчик берегом бежит и кричит:

– Мышка Вострохвостик! Ты куда держишь путь?

– Я отправилась путешествовать, – отвечает мышка, – хочу поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.

– Возьми и меня с собой! Я принесу морковку.

А будешь ли ты мне другом?

– Буду! – говорит зайчик.

Посадила мышка зайчика на кораблик, и поплыли они вдвоём. Плывут они, плывут, а по берегу навстречу лисичка бежит, спрашивает:

– Мышка Вострохвостик, ты куда держишь путь?

– Я отправилась путешествовать, – отвечает мышка, – хочу поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.

– Возьми и меня с собой! Я принесу гусиную лапку, на всех хватит.

– А будешь ли ты дружить с нами?

– Почему же нет? Буду! – говорит лисичка. Взяли они лисичку на кораблик и поплыли втроём.

Плыли они плыли, а по берегу навстречу волк бежит.

Видит, плывёт кораблик, и завыл:

– У-у! Мышка Вострохвостик! Ты куда держишь путь?

– Я отправилась путешествовать, – отвечает мышка, – хочу поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.

– Возьми и меня с собой! Я принесу большой мясной хуплу-пирог.

– А будешь ли ты дружить с нами?

– Чем я хуже других? Буду! – говорит волк. Посадили они волка на кораблик и дальше поплыли.

А навстречу по берегу медведь идёт. Увидал кораблик и заревел:

– Ох-х ох! Чей это кораблик по реке плывёт! Кто хозяин?

– Я капитан на кораблике, – отвечает мышка, – мы плывём поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.

– Возьмите и меня с собой! Я принесу мёда, всем хватит.

– Кораблик маленький! – говорит зайчик. – Нас и так много!

– Тебе и сесть негде! – кричит лисичка.

– Все потонем! – завыл волк.

– Я осторожно сяду...

– Ну, так садись! – запищала мышка. – Места всем хватит!

Уселся медведь на кораблик. Плывут звери по реке, пьют, едят, друг на друга глядят, песни поют, приплясывают. Мышка весело попискивает, зайчик лапкой стучит тук-тук-тук, лисичка посвистывает, волк зубами щёлкает, медведь на губах гудит.

Плыли они день, другой, а на третий день припасы к концу подошли. Принялись звери припасы делить. Заспорили. Медведь кивает на волка, что он всё один съел, зайчик на лисичку. А лисичка в стороне сидит да на мышку наговаривает... Заревел на мышку медведь, завыл волк, залаяла лисичка, запищал зайчик.

Испугалась мышка Вострохвостик, задрожала, хвостиком вильнула и парус повалила. Кораблик перевернулся. Все звери в воду упали. Мышка быстрее всех на берег выбралась да за кустик спряталась.

Построила мышка Вострохвостик себе новую норку. Каждый день, как прежде, садилась она у входа, грызла зёрнышки и поглядывала на реку. Смотрела, как по реке к далёким берегам плывут ладьи под парусами. И досадно было мышке, что друзья помешали ей побывать в неведомых краях. С тех пор мышка Вострохвостик надеется найти себе верных друзей. Сидит она изо дня в день у норки и мечтает, как отправится на кораблике в новое путешествие.

www.multeashki.ru

Мышка вострохвостик чувашская сказка

МЫШКА ВОСТРОХВОСТИК

(чувашская сказка)

Жила-была на берегу большой реки мышка. Звали ее Вострохвостик. Каждый день она садилась у входа в норку, грызла зернышки и поглядывала на реку. Смотрела, как по реке, к далеким берегам, плывут ладьи под парусами. И захотелось мышке путешествовать, побывать в неведомых краях. Но как туда добраться?

Однажды мышка Вострохвостик бежала по берегу и увидела у самой воды арбузную корку.

«Вот мой кораблик! – подумала мышка. – На нем я буду путешествовать!»

Ухватила она арбузную корку, столкнула в воду, сама забралась в нее и поставила из березового лычка парус. Потянул попутный ветер, и кораблик поплыл.

Плывет мышка на кораблике по реке. Навстречу зайчик берегом бежит и кричит:

– Мышка Вострохвостик! Ты куда держишь путь?

– Я отправилась путешествовать, – отвечает мышка, – хочу поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.

– Возьми и меня с собой! Я принесу морковку.

А будешь ли ты мне другом?

– Буду! – говорит зайчик.

Посадила мышка зайчика на кораблик, и поплыли они вдвоем. Плывут они, плывут, а по берегу навстречу лисичка бежит, спрашивает:

– Мышка Вострохвостик, ты куда держишь путь?

– Я отправилась путешествовать, – отвечает мышка, – хочу поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.

– Возьми и меня с собой! Я принесу гусиную лапку, на всех хватит.

– А будешь ли ты дружить с нами?

– Почему же нет? Буду! – говорит лисичка.

Взяли они лисичку на кораблик и поплыли втроем. Плыли они, плыли, а по берегу навстречу волк бежит.

Видит, плывет кораблик, и завыл:

– У-у-у! Мышка Вострохвостик! Ты куда держишь путь?

– Я отправилась путешествовать, – отвечает мышка, – хочу поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.

– Возьми и меня с собой! Я принесу большой мясной хуплу-пирог.

– А будешь ли ты дружить с нами?

– Чем я хуже других? Буду! – говорит волк. Посадили они волка на кораблик и дальше поплыли.

А навстречу по берегу медведь идет. Увидал кораблик и заревел:

– Ох-ох-ох! Чей это кораблик по реке плывет! Кто хозяин?

– Я капитан на кораблике, – отвечает мышка, – мы плывем поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.

– Возьмите и меня с собой! Я принесу меда, всем хватит.

– Кораблик маленький! – говорит зайчик. – Нас и так много!

– Тебе и сесть негде! – кричит лисичка.

– Все потонем! – завыл волк.

– Я осторожно сяду…

– Ну, так садись! – запищала мышка. – Места всем хватит!

Уселся медведь на кораблик. Плывут звери по реке, пьют, едят, друг на друга глядят, песни поют, приплясывают. Мышка весело попискивает, зайчик лапкой стучит: тук-тук-тук, лисичка посвистывает, волк зубами щелкает, медведь на губах гудит.

Плыли они день, другой, а на третий день припасы к концу подошли. Принялись звери припасы делить. Заспорили. Медведь кивает на волка, что он все один съел, зайчик – на лисичку. А лисичка в стороне сидит да на мышку наговаривает… Заревел на мышку медведь, завыл волк, залаяла лисичка, запищал зайчик.

Испугалась мышка Вострохвостик, задрожала, хвостиком вильнула и парус повалила. Кораблик перевернулся. Все звери в воду упали. Мышка быстрее всех на берег выбралась да за кустик спряталась.

Построила мышка Вострохвостик себе новую норку. Каждый день, как прежде, садилась она у входа, грызла зернышки и поглядывала на реку. Смотрела, как по реке к далеким берегам плывут ладьи под парусами. И досадно было мышке, что друзья помешали ей побывать в неведомых краях. С тех пор мышка Вострохвостик надеется найти себе верных друзей. Сидит она изо дня в день у норки и мечтает, как отправится на кораблике в новое путешествие.

downcs.ru


Смотрите также