Оптический трекбол Genius EasyTrack Optical. Что такое трекбол в мышке


Мыши и трекболы - Интересное о компьютерах

Мышь представляет собой еще одно широко распространенное УВИ, облегчающее пользователю работу со многими прикладными программными системами и делающее ее более простой и эффективной. В основной своей функции мышь является устройством управления положением курсора на экране монитора: перемещение мыши по гладкой поверхности (или по поверхности специального планшета) автоматически преобразуется в пропорциональное по величине и совпадающее по направлению перемещение курсора экрану. Встроенные в тело мыши клавиши позволяют пользователю подавать в ПК требуемого положения, и тем самым выбирать те или иные объекты, перемещать их по экрану, вызывать одни объекты убирать с экрана другие, а также эмулировать действие управляющих клавиш клавиатуры.Своей популярностью мышь обязана главным образом растущему спросу на прикладные графические программные системы, а также распространению графического интерфейса пользователя, когда широко применяются мнемонические изображения объектов пиктограммы. Возможности клавиатуры явно не согласуются с характером работы пользователя в такой «изоориентированной» среде. Поэтому и возникла потребность в другом средстве связи пользователя с компьютером. Самым популярным из различных модификаций этого средства оказалась мышь, которая делает очень удобным манипулирование такими широко распространенными в графических пакетах объектами, как окна, меню, кнопки, пиктограммы.При конструировании мышей применяются механический, оптический или оптомеханический принципы действия.В корпусе механической мыши имеется шар сравнительно большого диаметра, который вращается, когда пользователь перемещает тело мыши по поверхности стола. Шар приводит во вращение два ролика (ось вращения одного из них горизонтальна, второго — вертикальна). Те в свою очередь приводят в действие два механических дешифратора, которые посылают свои выходные сигналы схеме интерфейса с мышью, имеющейся в компьютере. Последняя обеспечивает перемещение курсора по экрану монитора.Оптомеханическая мышь отличается от механической только тем, что вместо механических дешифраторов используются оптические, и сигналы посылаются в компьютер в результате срабатывания не механических, а бесконтактных оптических переключателей (т.е. срабатывающих при падении на них светового потока).Оптическая мышь вообще не имеет движущихся частей. Перемещение воспринимается оптически датчиками (встроенными в корпус устройства) в процессе их смещения относительно поверхности специального планшета. Механическая и оптомеханическая мыши не требуют специального планшета — их можно перемещать по поверхности стола, по бумаге, стене и т.п. Однако они менее защищены от попадания пыли и грязи по сравнению с оптическими устройствами. В общем случае оптическая мышь более долговечна, но требует свободного места для размещения планшета.Известны модели мышей в которых есть возможность менять соотношение скоростей перемещения мыши и курсора — это т.н. мыши динамического действия. В некоторых случаях реализовано такое решение: первые 1-3 дюйма перемещения мыши (1 дюйм = 25,4 мм) вызывают медленное, «тонкое» смещение курсора, а дальнейшее перемещение приводит ко все более непропорциональному ускорению движения последнего. Есть модели с постоянным, но задаваемым извне соотношением перемещений, то есть возможность устанавливать величину этого параметра при настройке программного пакета, с которым предполагается работать в данный период времени.Мыши обычно оснащаются одной, двумя или тремя кнопками, на которые пользователь может нажимать либо кратковременно, либо длительно. При этом в компьютер посылаются сигналы, уведомляющие его о том или ином решении пользователя. Одна из кнопок (она обязательна) служит для фиксации выбора пользователем того или иного объекта на экране монитора. Вторая и третья кнопки (если они поддерживаются аппаратными и (или) программными средствами компьютера) могут использоваться для эмуляции клавиш клавиатуры или выполнения других функций. Однако стандартов на аппаратно-программное обеспечение мышей до сих пор нет. Это означает, с одной стороны, что ряд прикладных программных систем ориентирован только на 1-кнопочные мыши, а с другой, что возникают серьезные трудности при попытке «привязать» мыши некоторых моделей к тем или иным прикладным программным системам.Что касается интерфейса с мышью, то он реализуется в двух вариантах:1) сама мышь поставляется как неотъемлемая часть компьютера — в этом случае никаких дополнительных средств к компьютеру не требуется (такого решения придерживается фирма Apple в своем семействе ПК Macintosh;2) мышь поставляется как отдельное средство. По последнему пути идет фирма IBM. В этом случае интерфейс может принимать форму стандартного последовательного порта; специальной платы-адаптера, устанавливаемой в гнездо расширения ввода-вывода; специальной платы-адаптера, которая устанавливается в полуразъем-соединитель для клавиатуры и имеет полуразъем для подключения последней. Для пользователя, с точки зрения функциональных возможностей и качества работы мыши, все эти варианты равноценны.Хотя никаких официальных стандартов на мыши до сих пор не разработано, де-факто на рынке существуют три стандарта, которым фирмы-изготовители мышей всячески стремятся следовать. Речь идет о мышах фирм Microsoft, Logitech и Mouse System -они относятся к наиболее популярным изделиям этого рода, к тому же поддерживаемых большинством прикладных программных систем.Очень часто мыши поставляются со специальными программами — генераторами меню.Такая программа позволяет пользователю создавать на экране одно или несколько меню и «начинять» их пункты командами управления другими программами. После установки курсора на том или ином пункте и нажатии на клавишу мыши программа направляет соответствующей прикладной программе указанную в меню команду — точно так же, как если бы эта команда была введена с клавиатуры.Трекбол аналогичен мыши и по принципу действия, и по функциям; различаются они, по существу, только конструктивно. Трекбол представляет собой перевернутую на спину мышь, шар оказывается сверху, и пользователь должен вращать его ладонью или пальцами, а перемещать корпус устройства не надо.Мышь или трекбол? Иногда ответ совершенно однозначен, но чаще это дело вкуса. И как всегда критерий ИСТИНЫ — опыт. Если пока нет своего, то стоит обратиться к чужому. Каковы же мотивы тех пользователей персональних компьютеров (ПК), которые отказываются от такого распространенного устройства управления курсором, как мышь, в пользу шарового манипулятора, трекбола? Приверженцы трекболов приводят следующие три аргумента:1. Трекбол управляет курсором точнее. И вот почему. Во-первых, даже у самого маленького трекбола диаметр шара больше, чем у мыши, а чем больше шар, тем проще им манипулировать. Во-вторых, ладонью и пальцами удастся работать точнее, чем кистью и запястьем, как в случае мыши поэтому в применениях где приходится иметь дело с мелкими деталями, например в системах автоматизированного проектирования, при разработке электрических схем, трекбол — вещь незаменимая.2. Трекбол занимает меньше места — на столе пользователя. Дело в том, что когда работаешь с трекболом, надо только вращать его шар, а корпус устройства, в отличие от мыши, остается неподвижным. Это свойство делает трекболы идеальным средством для различного рода пультов. Чаще всего речь идет о встраивании трекбола в поверхность моторного поля пульта. В частности, трекболы широко используются авиадиспетчерами для указания объектов на экранах радаров, в автоматизированных системах управления технологическими процессами (АСУ ТП) и т.п. По той же самой причине трекболы должны стать неотъемлемой принадлежностью портативных компьютеров. Последняя тенденция будет определяться тем, как быстро удастся реализовать на машинах этого класса работу с графикой, для которой критически важно управление курсором при помощи манипулятора.3. Трекбол не нуждается в тщательном уходе. В случае мыши ее обрезиненный шар все время контактирует с поверхностью стола и собирает с нее пыль и грязь, что отрицательно сказывается на работе устройства. Когда же речь идет о трекболе, то до шара дотрагиваются только ладонью и пальцами, поэтому чистить его можно значительно реже.Несмотря на внешние различия трекбол и мышь конструктивно очень похожи — при вращении шар и в том и в другом устройстве приводит во вращение пару колесиков. Одно из них перемешается, когда шар вращается вокруг оси, соответствующей вертикальному смещению курсора по экрану, второе — когда он (шар) вращается вокруг оси, соответствующей горизонтальному смещению курсора. Путем подсчета электрических импульсов, возникающих при повороте колесика на заданный угол (шаг), программное обеспечение, поддерживающее работу трекбола, отображает вращательное движение шара перемещением курсора по экрану.Мерой главной, коренной характеристики трекбола (как и мыши) является число отсчетов, даваемых упомянутым колесиком на единицу хода шара cpi (counts Per Inch — число отсчетов на дюйм). Этот параметр определяется количеством зубьев (или других элементов) колесика, при прохождении которых через датчик и формируется выходной импульсный сигнал. Чем больше количество таких элементов на колесике, тем больше величина показателя cpi и, следовательно, выше точность позиционирования курсора.Изготовители часто характеризуют трекболы другим показателем — числом точек на единицу хода шара — dpi (Dots Per Inch — число точек на дюйм) . По названию он совпадает с показателем, характеризующим мониторы и лазерные принтеры, но по существу это не одно и то же. Если для принтера dpi означает количество точек, которое устройство может разместить на единице длины (I дюйм) бумаги, то в случае трекбола речь идет о том, насколько смещается курсор на экране (а смещение измеряется числом экранных точек) при повороте шара на 1 дюйм. Этим показателем и оценивается скорость работы трекбола.Показатель dpi неоднозначен. Дело в том, что программы обслуживания трекболов могут масштабировать отсчет колесиков. В результате 1-дюймовый ход шара может быть преобразован в смещение курсора, измеряемое числом точек в диапазоне от 50 до 15000 (т.е. от 1/6 до 50 дюймов на экране дисплея типа VGA) . На практике большинство программ драйверов трекболов имеют характеристику, именуемую динамическим ускорением. Это коэффициент, обеспечивающий автоматическое варьирование dpi. Это означает, что при быстром повороте шара курсор пройдет на экране значительно большее расстояние, чем при медленном повороте, даже если ход шара в обоих случаях будет одинаковым.Конечно, возможность перемещать курсор на большие расстояния, превышающие размеры экрана, представляется совершенно бесполезной. Но фирмы, указывающие соответствующие высокие показатели dpi для своих изделий, имеют в виду, что в этом случае вы можете одним коротким, но быстрым движением шара, переместить курсор на весь экран.При нормальной работе такие высокие значения dpi роли не играют. Главным показателем трекбола все же остается величина cpi. Именно ею оценивается точность позиционирования курсора. У подавляющего большинства известных моделей трекболов этот показатель находится в пределах 200-300 cpi.В отличие от мышей трекболы наделяются одной особой функцией — функцией фиксации кнопки, служащей для подтверждения того, что курсор приведен в требуемую точку. Такая кнопка имеется во всех устройствах управления курсором: ее именуют клик-кнопкой — от слова «click», означающего кратковременное нажатие, нажатие быстрым касанием. Функцию фиксации клик-кнопки называют также функцией управления протяжкой курсора.Наличие этой функции дает вам возможность (в случае мышей это не предусматривается) рисовать, например, линию или перемещать, выбранный на экране, объект без того, чтобы держать все время нажатой кнопку устройства. Для трекболов это совершенно необходимое свойство, так как нажимать на кнопку и одновременно вращать шар манипулятора сколь-нибудь длительное время практически невозможно.Трекболы могут работать с большинством программ, ориентированных на управление мышами (т.е. характеризуются совместимостью в этом аспекте). Для работы с популярными программами, которые не предусматривают применение устройств управления курсором (как, например, первые версии системы Lotus 1-2-3) , поставляются специально разработанные драйверы. При этом обычно предоставляется возможность адаптировать работу трекбола (в сравнительно малозначащих деталях) к собственным потребностям. Речь идет, например, об эмуляции (т.е. воспроизведении) работы 1-, 2-, 3-кнопочной мыши или о том, чтобы поменять местами назначение кнопок — чтобы правая выполняла функцию левой и наоборот ( последнее может потребоваться, когда трекбол куплен левшой).

komputernews.ru

Трекбол

Трекбол (Trackball) – это устройство ввода информации, которое можно представить в виде перевернутой мыши с шариком большого размера. Принцип действия и способ передачи данных трекбола такой же, как и мыши. Наиболее часто используется оптико–механический принцип регистрации положения шарика. Подключение трекбола, как правило, осуществляется через последовательный порт.

Основные отличия от мыши:

  • стабильность положения за счет неподвижного корпуса;

  • не нужна площадка для движения, так как позиция курсора рассчитывается по вращению шарика.

Первое устройство подобного типа было разработано компанией Logitech. Миниатюрные трекболы получили сначала широкое распространение в портативных ПК. Встроенные трекболы могут располагаться в самых различных местах корпуса ноутбука, внешние крепятся специальным зажимом, а к интерфейсу подключаются кабелем. Большого распространения в ноутбуках трекболы не получили из–за своего недостатка постепенного загрязнения поверхности шара и направляющих роликов, которые бывает трудно очистить и, следовательно, вернуть трекболу былую точность. Впоследствии их заменили тачпады и трекпойнты.

Тачпад и трекпойнт

Трекпойнт (TrackPoint) – координатное устройство, впервые появившееся в ноутбуках IBM, представляет собой миниатюрный джойстик с шершавой вершиной диаметром 5–8 мм. Трекпойнт расположен на клавиатуре между клавишами и управляется нажатием пальца.

Тачпад (TouchPad) представляет собой чувствительную контактную площадку, движение пальца по которой вызывает перемещение курсора. В подавляющем большинстве современных ноутбуков применяется именно это указательное устройство, имеющее не самое высокое разрешение, но обладающее самой высокой надежностью из–за отсутствия движущихся частей.

TouchPad поддерживает следующие протоколы: ps/2; rs–232; adb – протокол, используемый компьютерами семейства Apple Macintosh.

В каждом из этих случаев TouchPad поддерживает индустриальный стандарт «mouse» плюс собственные, специфические, расширенные протоколы. Поддержка «mouse» означает, что, подключив к компьютеру TouchPad, вы сразу можете использовать ее как обычную «мышку», без инсталляции ее собственного драйвера. После этого вы инсталлируете драйвер и получаете целый набор дополнительных возможностей.

Дальнейшим развитием TouchPad является TouchWriter – панель TouchPad с повышенной чувствительностью, одинаково хорошо работающая как с пальцем, так и со специальной ручкой и даже с ногтем. Эта панель позволяет вводить данные привычным для человека образом – записывая их ручкой. Кроме того, ее можно использовать для создания графических изображений или для подписывания документов. Для желающих писать китайскими иероглифами, можно порекомендовать установить на компьютер пакет QuickStroke, который позволит вводить иероглифы, непосредственно рисуя их на панели. Причем программа, по мере ввода, предлагает готовые варианты иероглифов.

Оба эти устройства предполагают наличие определенной тренировки для обращения с ними, однако по надежности и малогабаритности остаются вне конкуренции.

Средства диалога для систем виртуальной реальности

В системах виртуальной реальности, в отличие от обычных приложений компьютерной графики, как правило, требуется вывод и ввод трехмерной координатной информации, как для управления положениями синтезируемых объектов, так и для определения координат частей тела оператора и направления его взгляда.

Спейсбол. Одним из первых появилось устройство спейсбол (space ball), представляющее собой конструктивное объединение мышки и небольшого трекбола. Мышка перемещается оператором по столу и обеспечивает ввод двух координат. Ввод третьей координаты обеспечивается вращением шарика трекбола большим пальцем руки.

Для манипулирования объектами в трехмерном пространстве часто используется техника виртуальной сферы. Управляемый объект окружается (воображаемой) сферой. Для перемещения сферы используется мышь, а вращение сферы и заключенного в нее объекта обеспечивается вращением шарика трекбола.

Head Mounted Display. В системах виртуальной реальности используются устройства вывода в виде монтируемых на голове дисплеев (Head Mounted Display – HMD) с бинокулярным всенаправленным монитором (Binocular Omni–Orientation Monitor – BOOM) со средствами отслеживания положения головы (head tracking) и даже отслеживанием положения глаза (eye tracking). Это требуется для создания эффекта «погружения» со стереоскопическим изображением и оперативным изменением сцены при поворотах головы и/или глаз.

Используемые в HMD жидкокристаллические дисплеи обычно невысокого разрешения (до 417×277 пикселов). Сравните это с 1280×1024 и 1600×1200 для настольных систем или с разрешением монитором для телевидения высокой четкости (ТВВЧ) – 1920×1035 и 1920×1135. Поэтому ведутся интенсивные исследования по созданию средств отображения для систем виртуальной реальности, обладающих высоким разрешением при приемлемых значениях электромагнитных наводок. Одна из таких систем, использующих миниатюрные монохромные прецизионные электронные трубки и жидкокристаллические затворы, обеспечивает разрешение до 2000×2000. Интересное решение заключается в формировании изображения лазером непосредственно на сетчатке, но эти предложения пока далеки от коммерческой реализации.

Отслеживание положения головы обеспечивается либо механическими рычажными системами, либо комплектом инфракрасных или электромагнитных датчиков.

Power Glove, Date Glove, Date Suit. Непосредственный ввод геометрической информации о положении частей тела с поддержкой тактильной и даже силовой обратной связи обеспечивается перчатками и костюмами данных.

Дешевая перчатка данных – Power Glove, используемая для игр, обеспечивает только четыре уровня данных.

В более усовершенствованной перчатке данных Date Glove фирмы VPL (см. рис.) для определения углов сгибания пальцев используются оптические волокна. Для обеспечения тактильной обратной связи используются пневматические активаторы.

Рис. Перчатка данных фирмы VPL

Были эксперименты обеспечения тактильной обратной связи за счет вибрации пьезокристаллов.

Более точный ввод координатной информации обеспечивают системы с использованием механического рычажного экзоскелета руки (Exos Dexterous Handmaster) и датчиками углов сгибания пальцев на основе эффекта Холла. Системы с экзоскелетом позволяют обеспечить и силовую обратную связь.

Более простой прибор, использующий силовую обратную связь, был разработан фирмой Digital и представляет собой рукоятку, подобную рукоятке газа в мотоцикле, которая может менять свое сопротивление скручиванию.

Проблема в обеспечении тактильной и силовой обратной связи состоит в том, что пользователь реагирует на воздействия и вносит изменения быстрее, чем система сможет среагировать. Для хорошего ощущения объекта система тактильной обратной связи должна обеспечивать скорость порядка 100–300 Гц, что почти на порядок выше обычной скорости перезаписи визуальной информации.

Пиджак данных (Date Suit) по принципам работы подобен перчатке данных и отличается только количеством датчиков.

20

studfiles.net

Трекбол

Трекбол (Trackball) – это устройство ввода информации, которое можно представить в виде перевернутой мыши с шариком большого размера. Принцип действия и способ передачи данных трекбола такой же, как и мыши. Наиболее часто используется оптико–механический принцип регистрации положения шарика. Подключение трекбола, как правило, осуществляется через последовательный порт.

Основные отличия от мыши:

  • стабильность положения за счет неподвижного корпуса;

  • не нужна площадка для движения, так как позиция курсора рассчитывается по вращению шарика.

Первое устройство подобного типа было разработано компанией Logitech. Миниатюрные трекболы получили сначала широкое распространение в портативных ПК. Встроенные трекболы могут располагаться в самых различных местах корпуса ноутбука, внешние крепятся специальным зажимом, а к интерфейсу подключаются кабелем. Большого распространения в ноутбуках трекболы не получили из–за своего недостатка постепенного загрязнения поверхности шара и направляющих роликов, которые бывает трудно очистить и, следовательно, вернуть трекболу былую точность. Впоследствии их заменили тачпады и трекпойнты.

Тачпад и трекпойнт

Трекпойнт (TrackPoint) – координатное устройство, впервые появившееся в ноутбуках IBM, представляет собой миниатюрный джойстик с шершавой вершиной диаметром 5–8 мм. Трекпойнт расположен на клавиатуре между клавишами и управляется нажатием пальца.

Тачпад (TouchPad) представляет собой чувствительную контактную площадку, движение пальца по которой вызывает перемещение курсора. В подавляющем большинстве современных ноутбуков применяется именно это указательное устройство, имеющее не самое высокое разрешение, но обладающее самой высокой надежностью из–за отсутствия движущихся частей.

TouchPad поддерживает следующие протоколы: ps/2; rs–232; adb – протокол, используемый компьютерами семейства Apple Macintosh.

В каждом из этих случаев TouchPad поддерживает индустриальный стандарт «mouse» плюс собственные, специфические, расширенные протоколы. Поддержка «mouse» означает, что, подключив к компьютеру TouchPad, вы сразу можете использовать ее как обычную «мышку», без инсталляции ее собственного драйвера. После этого вы инсталлируете драйвер и получаете целый набор дополнительных возможностей.

Дальнейшим развитием TouchPad является TouchWriter – панель TouchPad с повышенной чувствительностью, одинаково хорошо работающая как с пальцем, так и со специальной ручкой и даже с ногтем. Эта панель позволяет вводить данные привычным для человека образом – записывая их ручкой. Кроме того, ее можно использовать для создания графических изображений или для подписывания документов. Для желающих писать китайскими иероглифами, можно порекомендовать установить на компьютер пакет QuickStroke, который позволит вводить иероглифы, непосредственно рисуя их на панели. Причем программа, по мере ввода, предлагает готовые варианты иероглифов.

Оба эти устройства предполагают наличие определенной тренировки для обращения с ними, однако по надежности и малогабаритности остаются вне конкуренции.

Средства диалога для систем виртуальной реальности

В системах виртуальной реальности, в отличие от обычных приложений компьютерной графики, как правило, требуется вывод и ввод трехмерной координатной информации, как для управления положениями синтезируемых объектов, так и для определения координат частей тела оператора и направления его взгляда.

Спейсбол. Одним из первых появилось устройство спейсбол (space ball), представляющее собой конструктивное объединение мышки и небольшого трекбола. Мышка перемещается оператором по столу и обеспечивает ввод двух координат. Ввод третьей координаты обеспечивается вращением шарика трекбола большим пальцем руки.

Для манипулирования объектами в трехмерном пространстве часто используется техника виртуальной сферы. Управляемый объект окружается (воображаемой) сферой. Для перемещения сферы используется мышь, а вращение сферы и заключенного в нее объекта обеспечивается вращением шарика трекбола.

Head Mounted Display. В системах виртуальной реальности используются устройства вывода в виде монтируемых на голове дисплеев (Head Mounted Display – HMD) с бинокулярным всенаправленным монитором (Binocular Omni–Orientation Monitor – BOOM) со средствами отслеживания положения головы (head tracking) и даже отслеживанием положения глаза (eye tracking). Это требуется для создания эффекта «погружения» со стереоскопическим изображением и оперативным изменением сцены при поворотах головы и/или глаз.

Используемые в HMD жидкокристаллические дисплеи обычно невысокого разрешения (до 417×277 пикселов). Сравните это с 1280×1024 и 1600×1200 для настольных систем или с разрешением монитором для телевидения высокой четкости (ТВВЧ) – 1920×1035 и 1920×1135. Поэтому ведутся интенсивные исследования по созданию средств отображения для систем виртуальной реальности, обладающих высоким разрешением при приемлемых значениях электромагнитных наводок. Одна из таких систем, использующих миниатюрные монохромные прецизионные электронные трубки и жидкокристаллические затворы, обеспечивает разрешение до 2000×2000. Интересное решение заключается в формировании изображения лазером непосредственно на сетчатке, но эти предложения пока далеки от коммерческой реализации.

Отслеживание положения головы обеспечивается либо механическими рычажными системами, либо комплектом инфракрасных или электромагнитных датчиков.

Power Glove, Date Glove, Date Suit. Непосредственный ввод геометрической информации о положении частей тела с поддержкой тактильной и даже силовой обратной связи обеспечивается перчатками и костюмами данных.

Дешевая перчатка данных – Power Glove, используемая для игр, обеспечивает только четыре уровня данных.

В более усовершенствованной перчатке данных Date Glove фирмы VPL (см. рис.) для определения углов сгибания пальцев используются оптические волокна. Для обеспечения тактильной обратной связи используются пневматические активаторы.

Рис. Перчатка данных фирмы VPL

Были эксперименты обеспечения тактильной обратной связи за счет вибрации пьезокристаллов.

Более точный ввод координатной информации обеспечивают системы с использованием механического рычажного экзоскелета руки (Exos Dexterous Handmaster) и датчиками углов сгибания пальцев на основе эффекта Холла. Системы с экзоскелетом позволяют обеспечить и силовую обратную связь.

Более простой прибор, использующий силовую обратную связь, был разработан фирмой Digital и представляет собой рукоятку, подобную рукоятке газа в мотоцикле, которая может менять свое сопротивление скручиванию.

Проблема в обеспечении тактильной и силовой обратной связи состоит в том, что пользователь реагирует на воздействия и вносит изменения быстрее, чем система сможет среагировать. Для хорошего ощущения объекта система тактильной обратной связи должна обеспечивать скорость порядка 100–300 Гц, что почти на порядок выше обычной скорости перезаписи визуальной информации.

Пиджак данных (Date Suit) по принципам работы подобен перчатке данных и отличается только количеством датчиков.

20

studfiles.net

Зачем и кому нужен трекбол? Обзор трекбола Logitech Trackman Marble.

Развлечения, которым предаются люди, разнообразны по форме, но зачастую совпадают по сути. Взять, например, гольф – игру «сильных мира сего». Её цель – провести мяч кратчайшей дорогой из точки А в точку Б. Не правда ли, чем-то она похожа на простейшие задачки для дошкольников: «покажи мышке дорогу к сыру», «найди путь из лабиринта» и подобные? Есть и более практичный, современный вариант задачи – отрисовать сложный контур или просто переместить курсор в нужное положение на экране. Продолжим ассоциативную цепочку и сравним игру в гольф с управлением трекболом, тем более, что цель остается той же – провести «мяч» с минимальными усилиями по нужной траектории. Объект нашего сегодняшнего исследования – трекбол компании Logitech. Как же им играть на компьютерном поле?

Как и в гольфе, сначала познакомимся, так сказать, с мячами и клюшками, т.е. с самим устройством поближе. Коробка трекбола обычна для устройств такого рода, вполне удобна и функциональна. В комплекте мы получили сам девайс, компакт-диск с программным обеспечением Logitech® для Mac и Windows и краткое руководство по эксплуатации. Собственно, больше ничего и не нужно.

Похож наш испытуемый, как многие считают, на морского зверька – не то ската, не то диковинную рыбу. Действительно, в нем есть что-то от жителя глубин: обтекаемая гибкая форма, серебристо-зеленая окраска, клавиши-«плавники». Вот только крупный вишневый шар в голове выглядит немного странно, но... каких только существ не рождает глубокое синее море. К дизайну претензий нет – красиво и гармонично.

Трекбол выполнен из хорошей прочной пластмассы, на нижней стороне - тонкие резиновые накладки , которые не дадут ему сдвинуться с места при работе. Устройство симметрично и может с одинаковой легкостью использоваться левшами и правшами. Шар трекбола, как уже было сказано, вишневого цвета в крапинку, система отслеживания движения полностью оптическая. Компания утверждает, что фирменная оптическая технология плавного отслеживания Marble (те самые крапинки) позволяет более точно считывать положение шара и не допускать сбоев при его загрязнении.

На боках «зверька» 4 функциональные кнопки: две большие, выполняющие стандартные функции мыши, и две дополнительные маленькие – левая выполняет переход на предыдущую страницу в интернет-браузере, правая включает механизм универсального скроллинга. Отдельного колесика для скроллинга у трекбола нет.

Первое и очевидное преимущество трекбола – минимум занимаемого места - не требует каких-либо доказательств. Из первого логично вытекает второе преимущество – «коврик» трекбола никогда не кончается. Работая на больших экранах, часто приходится переносить мышь обратно, когда она уезжает слишком далеко вперед или упирается в край стола. У трекбола стол никогда не кончается, правда, иногда «кончаются» пальцы. Это бывает, когда нужно вести длинную аккуратную линию: пальцы упираются в край лунки для шара и приходится перебирать ими, что сбивает курсор в стороны из-за легкости и подвижности шара. И вот тут, на мой взгляд, сталкиваются преимущества с недостатками обоих видов манипуляторов. Мышь более громоздка и ею трудно провести точную линию в заданном направлении. Но именно из-за этого линия получается более плавной. Шар трекбола более легок и подвижен, и может направляться пальцами с большей точностью. И именно это очевидное достоинство, особенно при переборе пальцами, создает резкие рывки, делая линию более неровной. Хотя тренировка, по-видимому, может существенно улучшить результаты.

 

Третье преимущество трекбола перед мышью – полное пренебрежение характером поверхности. Компьютерные грызуны, конечно, постоянно совершенствуются, но по стеклу и прозрачному пластику все равно нормально не работают. Трекболу, естественно, нет никакой разницы, на чем его устанавливать.

Еще один плюс особенно важен в играх – скорость передвижения курсора, быстрое перемещение на большие расстояния. Мышь требует много свободной площади, значительных движений руки и постоянных переносов. В трекболе можно просто крутануть шар, и он перемещается в противоположный угол экрана. Опытные игроманы утверждают, что скорость реакции при использовании удобного (!) трекбола значительно возрастает, хотя и это на любителя.

Купить Logitech Trackman Marble можно в нашем интернет-магазине.

По материалам ferra.ru

logitechstore.ru

Мыши и трекболы

Опубликовано в HID-устройства, Периферия

В настоящее время манипулятор типа «мышь компьютерная» наряду с клавиатурой является привычным атрибутом персонального компьютера. По мере развития операци­онных систем с графическими оболочками мыши из опционального аксессуара превратились в предмет первой необходимости, без которого просто немыслима работа с современными приложениями.

Мышь компьютерная: обработка данных

Наиболее важным узлом мыши является датчик регистрации перемещения, позволяющий определять направление и скорость перемещения манипулятора по поверхности стола. Установленный в мыши контроллер передает эти данные в компьютер. Обрабатывая данные о перемещении компьютерной мыши, программное обеспечение соответствующим образом изменяет положение курсора (или иного управляемого объекта) на экране.

Помимо датчика перемещения, мыши оснащаются и другими органами управления: кнопками, колеси­ком прокрутки и пр. В настоящее время фактическим стандартом является конструкция мыши с двумя кнопками и расположенным между ними колесиком прокрутки. По умолчанию кнопка мыши, расположенная слева, считается основной — она используется для выбора и удержания объектов, а также для управления элементами графического интерфейса. Правая кнопка, как правило, использу­ется для вызова контекстно зависимого меню. Коле­сико позволяет прокручивать содержимое активного окна, раскрывающегося списка и т. п. Обычно коле­сико прокрутки можно использовать и как дополни­тельную (среднюю) кнопку.

Помимо двух или трех основных кнопок, в ряде со­временных моделей мышей имеются дополнитель­ные кнопки, обычно расположенные на боковых панелях корпуса. Выпускаются также манипуляторы, оснащенные не одним, а двумя колесиками прокрутки. В комплекте с подобными моделями поставляется специальное программное обеспе­чение, с помощью которого можно настраивать функции органов управления компьютерной мышью.

На Панели управления Windows имеется возможность установки правой кнопки в каче­стве основной, а левой — в качестве дополнительной. Это может понадобиться тем, кто использует компьютерную мышь левой рукой.

В настоящее время наиболее распространенными интерфейсами, используемыми для подключения мышей к ПК, являются PS/2 и USB. Манипуляторы, рассчитан­ные на подключение к последовательному порту или к специфическим интерфей­сам, сейчас практически не используются. За последние годы заметно увеличилось количество моделей, оснащенных беспроводным интерфейсом.

Мышь компьютерная: трекболы

В отличие от получивших широкое распространение мышей, трекболы и по сей день остаются довольно редкими (если не сказать — экзотическими) устройствами.

Трекбол — это «шариковая» компьютерная мышь, перевернутая вверх дном. Соответ­ственно, управление осуществляется не перемещением самого манипулятора по поверхности стола (как в случае с традиционной компьютерной мышью), а вращением шарика в нужном направлении с помощью пальцев или ладони.

Большинство ныне выпускаемых моделей трекболов рассчитано на подключение к ин­терфейсу PS/2 или USB. В продаже имеются и беспроводные модели трекболов.

Мышь компьютерная: типы датчиков регистрации перемещения

Датчик регистрации перемещений является ключевым компонентом манипулято­ра — будь то  компьютерная мышь или трекбол. Именно от конструкции датчика во многом зави­сит точность определения перемещений манипулятора, его надежность и долго­вечность, а в случае мыши — еще и стабильность работы при эксплуатации на поверхностях, изготовленных из различных материалов.

В 1990-х годах доминирующее положение на рынке занимали оптомеханические мыши. Ключевым элементом их конструкции было наличие шарика, который при перемещении компьютерной мыши катался по поверхности стола и приводил в движение две соприкасающиеся с ним взаимоперпендикулярные оси. На концах они имели диски с тонкими «спицами», а размещенные с разных сторон диска оптопары (светодиод и фотодиод (иногда фототранзистор)) отслеживали их вращение. Благодаря сочетанию доступной цены и довольно высокой надежности оптомеханические «шариковые» мыши долгое время доминировали на рынке.

Конечно, оптомеханическим мышам тоже были присущи определенные недостат­ки. В частности, стабильность работы подобных манипуляторов во многом зави­села от сцепных свойств покрытия рабочего стола. Кстати, именно поэтому многие пользователи предпочитали использовать компьютерную мышь на специальном коврике.

Качественный скачок в конструкции датчиков регистрации перемещения мышей произошел лишь в 1999 году, когда инженерам компании Agilent Technologies удалось создать оптический датчик, стабильно работающий на различных поверх­ностях. Основным узлом оптического датчика является миниатюрная видеокаме­ра, оснащенная светочувствительным КМОП-сенсором. В течение одной секунды камера делает несколько тысяч снимков находящейся под «брюшком» мыши по­верхности. Для освещения поверхности напротив сенсора установлен источник света (обычно используется красный светодиод), снабженный фокуси­рующей линзой. Полученные камерой изображения передаются в специализиро­ванный процессор (DSP), который на основе анализа изменений в поступающих изображениях определяет направление перемещения манипулятора и вычисляет пройденное расстояние.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-6007240224880862"data-ad-slot="2494244833">

Мышь компьютерная и ее прогресс

Современные модели оптических компьютерных мышей превосходят своих оптомеханических предшественниц по ряду характеристик: они не нуждаются в регулярной чистке деталей датчика регистрации перемещений, обеспечивают повышенную точность и большую стабильность в работе и при этом менее требовательны к используемой поверхности. Во многих случаях оптическая компьютерная мышь стабильно работает на поверх­ности стола и не требует использования коврика. Хотя спектр «дружественных» поверхностей у оптических компьютерных мышей стал гораздо шире, чем у оптомеханических, определенные ограничения все-таки существуют. В частности, не гарантирует­ся стабильная работа оснащенных оптическими сенсорами манипуляторов на стеклянных, зеркальных и полированных поверхностях. Проблема заключается в том, что для нормальной работы оптического датчика необходимо, чтобы рабочая поверхность имела некоторую шероховатость, пусть даже и практически незамет­ную невооруженным глазом. На гладкой поверхности световое пятно лишено ка­ких-либо деталей и, образно говоря, оптическому сенсору просто не за что заце­питься.

К настоящему времени оптические модели доминируют на рынке, как когда-то оптомеханика. В немалой степени этому способствует ценовая политика произво­дителей: всего за несколько лет разница в стоимости оптических и оптомеханиче­ских моделей значительно сократилась.

В 2004 году специалисты Agilent Technologies завершили работы по созданию усовершенствованного оптического датчика. От описанной выше конструкции он отличается тем, что в качестве источника света в нем используется не светодиод, а малогабаритный полупроводниковый лазер (подобный применяемым в оптиче­ских дисководах). Свет, излучаемый лазером, имеет когерентную природу, благо­даря чему фиксируемое камерой изображение поверхности становится более контрастным и детальным. Использование лазера позволило не только повысить точность работы оптического сенсора, но и обеспечить бесперебойное функциони­рование компьютерной мыши на многих бликующих поверхностях. Обеспечить устойчи­вую работу лазерного оптического сенсора пока не удается лишь на зеркале и про­зрачном стекле.

dammlab.com

Оптический трекбол Genius EasyTrack Optical

Все-таки, редко мы пишем о трекболах. Впрочем, данные устройства встречаются не так уж часто, по сравнению с более привычными мышами, да и новинки на этом рынке не столь уж часты, но все равно — стоило бы почаще обращаться к этим периферийным устройствам. Вот сегодня-то мы и попробуем немного восполнить пробел, рассмотрев оптический трекбол от Genius.

Что дал переход к оптике мышам, это и так знают все — возможность отказаться от движущихся частей, что упростило конструкцию и увеличило надежность, а также позволило значительно увеличить разрешающую способность устройств. Но чем оптика может помочь трекболам, если без шарика там все равно никуда не денешься? Ведь, в конце-концов, по ГОСТ они шаровыми манипуляторами и именуются :)

Да, шарик действительно остался на месте, однако оптическая технология все равно позволила существенно улучшить характеристики трекболов. Конструкция оптомеханических мышей и трекболов была слаба не самим фактом наличия шарика, а механизмом слежения за его движением. Самым слабым местом был именно механизм передачи вращения с шарика валикам, т.е. механика устройств: по мере накопления грязи, работа устройства становилась хуже и хуже. До чистки, потом процесс ухудшения поведения устройства начинался сначала. Причем если шарик в мыши передвигался по относительно чистому (при правильном обращении, конечно) коврику или столу, то шарик в трекболе крутится руками, так что на него всякий мусор налипал с куда большей скоростью.

На самом деле, ничего удивительного в появлении оптических трекболов нет — удивительно то, что появились они достаточно поздно. Идея применить для считывания вращения шарика оптические сенсоры проста, причем ее реализация не сложнее, чем в случае оптических мышей первого поколения, требующих специального коврика: поверхность шарика сама по себе достаточно предсказуемая, да и сделать ее можно любой — наиболее подходящей для сканирования. Однако на деле появилось такое оборудование лишь после выхода на рынок мышей нового поколения, работающих на любой поверхности. Когда эти модели распространились в значительной мере, производители решили устанавливать сенсоры и в трекболы. Эффект оказался превосходным — современная оптическая модель грязи, конечно, боится (если ее слишком много накопиться), но в куда меньшей степени, нежели оптомеханические трекболы. А EasyTrack Optical, как я уже говорил выше, является как раз оптической моделью (впрочем, это и по названию видно).

На данный момент существует две основных конструкции построения трекболов, различающихся по месту расположения шарика. Наиболее классическим вариантом является расположение шарика наверху устройства — с целью вращения его четырьмя (или двумя-тремя) пальцами руки, однако в последнее время нередки и трекболы, напоминающие «гнутые» эргономичные мыши с шариком «заточенным» под вращение большим пальцем. У обоих вариантов есть свои поклонники, как среди производителей, так и среди пользователей. Являясь одним из крупнейших производителей мышей, KYE в описанной модели применяет второй подход. Одним из основных его плюсов являются вполне привычные для многих мышиные «обводы» и расположение кнопок в знакомых местах. В результате данный вариант будет очень удобен тем, кому приходится пользоваться и трекболом, и мышью, переходя с одного на другое за минимальное время. Однако у такого подхода есть и серьезный минус, касающийся собственно шара. Дело в том, что, во-первых, большой палец не очень хорошо рассчитан на движение в некоторых направлениях, а, во-вторых, точность позиционирования ниже, чем при работе несколькими пальцами.

Зато, что приятно, после мыши переучиться можно быстро. Фактически, положение руки идентично используемому при работе с мышами: пальцы в точности попадают на обе кнопки и колесико прокрутки. Первое время даже так и хочется потаскать устройство по столу :) Впрочем, буквально за пару дней я привык к работе с трекболом. Потом при возврате к мыши тоже были некоторые проблемы — я постоянно пытался вращать большим пальцем шарик, оставляя мышь на месте.

Вообще трекболы данной конструкции так и располагают к спокойной работе. На очень большой корпус легко ложится вся рука. Курсор превосходно и точно перемещается на небольшие расстояния легкими движениями пальца. Наличие скроллера позволяет еще и сэкономить его перемещения. Вообще, пользы от него даже больше, чем в случае мышей, поскольку слабое место любых трекболов — перемещение курсора на большие расстояния: все-таки это проще сделать мышью (не говоря уже о перьях). Шарик имеет стандартный на сегодня диаметр 4 см, однако, в отличие от большинства производителей, он синеватый, а не красный. Вообще, цветовая гамма данной модели достаточно далека от «стандартной», что может оказаться дополнительным плюсом с точки зрения тех, кто любит выделяющиеся из общей массы решения. Темно-темно коричневый корпус, резко контрастирующий с ним белый интерфейсный кабель, синий шарик с блестками (не только для красоты — такую поверхность сканировать проще, нежели однотонную), голубоватый скроллер, подсвечивающийся светодиодом в процессе работы… В общем, все весьма симпатично и нетрадиционно.

Однако периферийные устройства покупаются не для красоты, а для работы. Посмотрим, как с этим дело обстоит у нашего героя. Подключение не вызывает никаких проблем и аналогично мышам: для этого используется PS/2 (при использовании входящего в комплект переходника) или USB-порт. На мой взгляд, для трекбола лучше использовать именно второй вариант: можно обойтись без переходников, нет проблем с «горячим подключением», да и единственное преимущество PS/2 проявляется только в динамичных играх, для которых трекболы подходят совсем не лучшим образом. При работе с относительно современными версиями Windows или MacOS даже в установке программного обеспечения необходимости никакой нет: устройство превосходно работает со встроенными в систему «выдавая» себя за обычную двухкнопочную мышь с колесиком прокрутки. Впрочем, в комплекте присутствует и CD с неизменным MouseMate, не сильно-то нужным для данной модели — все базовые функции и без него поддерживаются, а для задействования дополнительных кнопок на нем маловато: в настоящее время не только правая и левая, но и третья кнопка (под скроллером) уже активно используются многими программами. Единственное, для чего может пригодиться софт — если ваше мнение о направлениях перемещения курсора не совсем совпадает с мнением трекбола, можно и подправить ему ориентацию (в стандартном ПО такой возможности пока не появилось).

Подключились. В каких приложениях есть смысл использовать подобное устройство, а где лучше воспользоваться чем-нибудь более обычным или, наоборот, более специфичным? Выше я уже сказал, что для 3D-Action трекболы подходят не лучшим образом. Вот со всеми остальными играми проблем уже никаких. Про «стандартный набор» офисных приложений да Интернет-браузеров и говорить не приходится, хотя тут уже очень многое зависит непосредственно от пользователя. Так, я привык буквально за пару дней и пришел к выводу, что очень многие операции мне выполнять нравится куда больше, чем при помощи мыши, в то время как жену переучить даже за две недели не удалось — пользоваться она трекболом научилась, но требовала вернуть на место мышь (любую; неважно какую — лишь бы мышь). В графических пакетах до сих пор трекболы позволяют точнее управлять курсором, несмотря на весь прогресс в «мышестроение», так что для чего-нибудь типа Photoshop подобное устройство до сих пор будет уступать лишь графическому планшету. Единственная тонкость — тут уже следует задуматься над конструкцией трекбола: может статься так, что вариант EasyTrack Optical будет малоподходящим. Дело как раз в том, что управляться с шариком одним пальцем не всегда удобно. Впрочем, выход из положения я нашел — когда нужно было получить максимально полный контроль над курсором, просто брался за трекбол сразу двумя руками (тем более, что в таких ситуациях, как правило, большой необходимости в клавиатуре все равно не наблюдается) :)

Впрочем, относится все вышесказанное к тем случаям, когда места на столе достаточно — только в таких условиях можно вообще сравнивать трекбол и мышь. В условиях «ограниченного пространства» нормально работать будет только последний, поскольку в перемещении сам по себе не нуждается. Опять же — провод не мешается никогда даже в случае обычной проводной модели. Так что если эти факторы могут сказаться в вашем случае — прямая дорога за трекболом :) Вполне возможно, как раз за описываемой сегодня моделью, в которой мне не понравилось по большому счету лишь одно — кнопки. Жестковаты они, причем особенно это касается расположенной под колесиком — нормально нажимать на нее средним пальцем у меня не выходило, приходилось перекладывать на нее указательный. Причем за две недели я так и не сумел приспособиться к тому, что давить нужно очень сильно. После превосходных мягких кнопок в NetScroll+ Traveler это было тем более неприятно. Впрочем, вполне возможно, что это недостаток конкретного побывавшего в моих руках экземпляра. Других недостатков обнаружить не удалось. Впрочем, таковым можно посчитать небольшое по сегодняшним меркам количество кнопок, однако все необходимое есть, а для многих пользователей — необходимое и достаточное. Дополнительным плюсом является и относительно невысокая цена устройства (средняя розничная по Москве на данный момент составляет Н/Д(0) ), так что вполне можно попробовать себе позволить купить данный трекбол «на пробу» — вполне возможно, работать с ним будет удобнее, чем с мышью.

www.ixbt.com


Смотрите также